Скрытый вред телевизионного экрана
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, мобильный телефон прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом.
По мнению врачей и психологов, в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после завершения основных фаз эмоционально-волевого развития, т.е. примерно в возрасте 13-15 лет. Дети не просто смотрят телевизионную и компьютерную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные нашим детям) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир.
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.
Так неужели всему виной телевизор и компьютер? Да, если речь идет о ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание детей, когда телевизор подменяет для них игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Заинтересованные взрослые могут предупредить вышеназванные разрушительные для детской психики последствия:
- Ограничить время просмотра телевизора и использование компьютера. Педиатры для профилактики нарушений зрения предлагают следующие нормы: для детей 7-10 лет- 45-60 мин., для подростков- до 1,5 часов.
- Не смотреть телевизор и не играть в компьютер сразу перед сном. Поскольку просмотр любой передачи, даже детской информационной или игровой, является для организма своеобразным стрессом: отсюда плохое засыпание, кошмарные сновидения, нежелание вставать утром и плохое настроение на весь следующий день. Поэтому рекомендуется, чтобы просмотр передач заканчивался хотя бы за полчаса перед сном.
- Взрослым необходимо избавится от собственной привычки, находится дома при постоянно работающем телевизоре. Важно родителям и детям научиться пользоваться телевизором и компьютером целенаправленно.
- Дети до подросткового возраста не способны делать самостоятельный выбор телепередач, поэтому эту функцию должен выполнять взрослый, причем этот выбор следует тщательно обдумать.
- Давать детям на время просмотра специальные задания, требующие повышенного внимания, которые выполняли бы роль противовеса, затягивающему потоку образов телеэкрана. К примеру: пересказать все, что запомнилось; перечислить все, что узнал нового из передачи и т.д.
- Организовывать иные различные занятия ребенка в свободное время, направленные на рост его собственной активности, которые могут нейтрализовать негативное воздействие телевидения и компьютера (игра, рисование, чтение, конструирование, музицирование и т.д.).
- Стимулировать и поощрять интерес ребенка не к развлекательным, а к образовательным и информационным передачам.
- Нельзя оставлять детей один на один с телевизором, надо смотреть телевизионные передачи вместе с ребенком, давая по ходу действия необходимые комментарии, четкие и доступные для понимания.
- Помнить, что наиболее желаемым и любимым видом проведения свободного времени (детей до 12 лет), выступает общение с родителями.