Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в период весенних каникул

Дата: 29 марта 2021 в 11:20, Обновлено 29 марта 2021 в 11:26
Автор: Конон М. А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации воспитательной работы

 в период весенних каникул

В 2020/2021 учебном году весенние каникулы организуются с 28 марта по 4 апреля. При организации воспитательной работы необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, созданию условий для полноценного отдыха и оздоровления учащихся.

Информация о мероприятиях на весенних каникулах традиционно размещается на официальном сайте учреждения образования, информационных стендах. Графики работы спортивных залов, компьютерных классов, библиотеки, специалистов СППС доводятся до сведения законных представителей несовершеннолетних на родительских собраниях.

Гражданское и патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, которое требует постоянного внимания и системного подхода, в том числе и в каникулярное время.

В целях консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны 2021 год в Республике Беларусь объявлен Годом народного единства.

Согласно республиканскому плану мероприятий по его проведению, при формировании экскурсионных маршрутов на каникулах следует придерживаться перечня экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения учащимися, который размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь в разделе «Информационно-аналитические и методические материалы» https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/, а также организовать посещение учащимися музеев, мемориальных комплексов, иных памятных мест, посвященных теме Великой Отечественной войны, в том числе историко-культурного комплекса «Линия Сталина».

Особый интерес представляет собой военно-исторический музей под открытым небом, который постоянно расширяет свои экспозиции военной техники, организует интерактивные мероприятия с посетителями, что позволяет погрузиться в живую историю, побывав на месте, где совершалось историческое событие, почувствовать сопричастность к истории.

С целью привлечения учащихся к посещению музеев и популяризации их деятельности целесообразно использовать наиболее интересные формы музейной работы: проведение музейных лекций по различной тематике, организация мини-спектаклей, мастер-классов, виртуальных экскурсий и др.

Следует отметить, что музеи учреждений образования включены в перечни региональных туристических маршрутов и пользуются популярностью. Республиканским центром экологии и краеведения подготовлены и изданы тематические сборники, справочники «Музеи учреждений образования Республики Беларусь», «Народные музеи учреждений образования Республики Беларусь».

Познакомиться с виртуальными музеями учреждений образования страны можно на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek/by/ в разделе «Музеи учреждений образования». В разделе размещены тематические издания, нормативные документы и методические материалы, а также материалы эффективного музейного опыта для использования в работе педагогами.

В дни весенних каникул необходимо принять меры по активному привлечению учащихся к занятиям физической культурой, проведению спортивных праздников, Дней здоровья и физкультурно-оздоровительных мероприятий, популяризации здорового образа жизни. При этом следует максимально задействовать спортивные залы учреждений образования, физкультурно-оздоровительных комплексов.

Основной задачей трудового воспитания на каникулах является формирование у учащихся разнообразных трудовых умений и навыков. Содержание трудового воспитания определяется рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями учреждения образования, его материальной базой, педагогическими кадрами, традициями и т.д.В рамках республиканской акции «Год народного единства – год добрых дел» на весенних каникулах следует продолжить работу по благоустройству территорий, прилегающих к учреждениям образования, природных и культурно-исторических объектов в сочетании с активным включением учащихся в общественно полезную деятельность, в которой дети смогут проявить себя и почувствовать значимость собственной трудовой активности. С этой целью рекомендуем принять участие в республиканских мероприятиях: акции «Неделя леса», экологической акции по сбору отработанных батареек, экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!» в номинации «Люди вместе – мусор раздельно», конкурсе экологических фотографий и рисунков «Созидая, не разрушай!», продолжить работу по созданию видеорепортажей «Минута для будущего»и др.

Одной из стратегических задач системы образования является работа по профессиональной ориентации учащихся: участие в Днях открытых дверей в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Республики Беларусь, экскурсии на заводы и предприятия. Необходимо продолжить практику проведения Дней профориентации, встреч с лучшими представителями производства, известными людьми, которые родились в области, районе.

При организации воспитательной работы с учащимися в каникулярный период важно придерживаться календаря традиционных праздников.

День единения народов Беларуси и России отмечается 2 апреля. В рамках этой даты возможна организация выставок, выпусков стенных газет, плакатов, радиогазет, мультимедийных презентаций.

При организации общественно значимых мероприятий, спортивных соревнований рекомендуется использовать национальную символику и атрибутику Республики Беларусь. Необходимо продолжить работу по формированию уважительного отношения к государственной символике, провести в учреждениях образования смотры-конкурсы уголков государственной символики, мероприятия, посвященные Государственному Гербу Республики Беларусь и Государственному Флагу Республики Беларусь и др. Необходимая информация о государственной символике размещена на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь pravo.by.

Примерный календарь знаменательных дат в период весенних каникул:

30 марта в мире отмечается международный праздник – День защиты Земли, главной целью которого является привлечение внимания людей к глобальным экологическим проблемам;

1 апреля – Международный день птиц, в рамках которого акцентируется внимание на красоте природы и птиц Беларуси, на необходимости их сохранения. На дни весенних каникул выпадает Международный день детской книги – 2 апреля.

К этим датам в учреждениях образования можно провести Неделю детской книги, экологические фестивали, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы рисунков, интерактивные игры, тематические презентации, выставки, фестивали, встречи с писателями и др.

В период весенних каникул значительное место следует отвести мероприятиям, направленным на развитие навыков медиаграмотности и медиабезопасности. Следует организовать работу по разъяснению учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет,освоению правил корректного и безопасного общения в социальных сетях; организации встреч с приглашением специалистов по информационной безопасности. Важно организовать информационное пространство учреждения образования, привлекательным и познавательным для учащихся, обеспечивающим возможность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогических работников, учащихся, их законных представителей.

При организации профилактической работы с учащимися деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы должна осуществляться согласованно со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, их законными представителями, педагогическими работниками. При этом важно учитывать конкретные условия, особенности контингента участников образовательного процесса, их потребности и потенциал учреждения образования: количественные и качественные характеристики кадрового, материально-технического, организационного и методического обеспечения.

Важнейшая роль в реализации задач воспитания в период школьных каникул принадлежит классному руководителю. Классным руководителям необходимо уделять особое внимание учащимся, требующим повышенного внимания.

Во время весенних каникул организуются оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, в связи с этим необходимо обратить внимание на выполнение всех необходимых мер по профилактике вирусных заболеваний, созданию максимально благоприятных условий для оздоровления, полезного отдыха, рационального использования каникулярного времени. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в период организации весеннего оздоровления особое внимание следует уделить санитарно-профилактическим мероприятиям, обеспечению неукоснительного контроля за соблюдением в учреждении образования санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических требований.

При планировании воспитательных мероприятий в период весенних каникул необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних. С этой целью необходимо провести профилактические беседы о безопасном поведении учащихся: соблюдении правил безопасного поведения при автомобильных перевозках, проведении внеучебных мероприятий, походов, посещении учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.). Следует напомнить учащимся правила поведения на железнодорожных и автомобильных дорогах, на водоемах и др.

Педагогическим работникам следует неукоснительно выполнять требования нормативных правовых актов:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях» и др.

При организации мероприятий для учащихся в каникулярный период необходимо помнить о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, которые предлагают разнообразные формы организации досуга детей и молодежи. Подробная информация о предлагаемых мероприятиях размещена на  официальных сайтах Национального центра художественного творчества детей и молодежи https://nchtdm.by/; Национального детского технопарка; Республиканского центра экологии и краеведенияhttp://rctkum.by/.

Проведение всех воспитательных мероприятий в дни весенних каникул должно основываться на создании для учащихся максимально безопасной, воспитывающей и развивающей среды.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.