Статья опубликована в сборнике междунаодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодеж и научно- технический прогресс" под редакцией ООО "Айкью"
ISBN 978-5-905405-02-0 ISBN 978-5-9902459-9-0
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить.
О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это? Как можно уберечь себя и своего ребенка от опасности?
Безопасен ли компьютер для здоровья людей, детей-школьников? Проведя анкетирование в 11 классах одной из средних школ г. Старый Оскол, мы выяснили, что 98,6% наших респондентов имеют дома компьютеры. Причем, осваивать компьютер наши школьники начали в возрасте с 5до7 лет – 16%, с 8 до 10 лет – 24,7%, а максимальное количество - 51% пришлось на возраст 11-13 лет, т.е. основное время знакомства с компьютером началось во время обучения в 5 – 7 классах – период, сопровождающийся серьезными перестройками детского организма, периодом полового созревания.
В Японии исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение. Но при этом у детей, проводящих долгие часы за компьютерными играми, не развиваются лобные доли мозга. А именно там находятся участки, ответственные за поведение, тренировку памяти, эмоции, обучение, которые должны развиваться до зрелого возраста.
На вопрос о количестве времени, проводимом за компьютером, ответы распределились следующим образом: 2 часа – 19%, 3 часа – 23%, 4 часа – 15%, 5-6 часов – 22%. Многие школьники просто не имеют представления, сколько можно проводить времени за компьютером и насколько это вредно для здоровья.
При работе на компьютере человек длительное время находится без движения. Но, если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а порой и весь день без движения. Такой напряженный режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка, школьника – тем более.
Отсутствие движения приводит к атрофии мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, деформацию грудной клетки, а также различные заболевания позвоночника.
Также в помещении, где работает компьютер, изменяются характеристики воздуха: температура может повышаться до 26–27 градусов, относительная влажность снижаться до 20 – 30 %, а содержимое двуокиси углерода - увеличиваться. Некоторые люди, в частности и дети, болезненно реагируют на эти изменения в воздухе. У них может появиться сухость в горле, покашливание. По данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, которые работают за компьютером, в конце рабочего дня жалуются на неприятные ощущения и усталость, которые приводят к негативным последствиям. И в первую очередь устают глаза. Уже, несколько часов, работая за компьютером, появляется ощущение жгучей боли (словно в глаза попал песок), болят веки.
Не обходят такие симптомы и подростков. Даже не очень долго работая за компьютером, не больше чем 1-2 часа, 73% подростков чувствуют общую и зрительную усталость, тогда как после обычных уроков устают только 54% подростков.
На вопрос, что Вы ощущаете в процессе работы на компьютере, наши респонденты ответили следующим образом: боль в спине – 11%, боль и жжение в глазах – 19%, усталость – 33%, но многие – 51%, что радует, ответили, что ничего не ощущают.
Неправильное «взаимоотношение» с компьютером может привести к серьезным проблемам со здоровьем. От 30 до 90% людей в той или иной степени страдают нарушением зрения, больше 14% пациентов обращаются к врачу по поводу ухудшения зрения, связанного с работой на компьютере.
Проведя анализ состояния здоровья у наших респондентов, мы выяснили, что 13,5% страдают сколиозом, а 37% - миопией.
По результатам нашего исследования школьники используют компьютер для подготовки школьных заданий в 59%, для общения с друзьями – 74%, интернету уделяют максимальное число респондентов – 75%, играми увлекаются – 51%.
Все вышесказанное говорит о том, что от компьютера надо отказаться для сохранения здоровья и зрения, но куда же без него сегодня? Но как тогда жить и выживать, работать в современном обществе? Уже практически на каждом, даже не на престижном месте работы, требуется знание и умение работать на компьютере.
Но не всё так плохо. Компьютер, например, позволяет ребёнку самоутвердиться, так как помогает в учёбе, а затем и в осознанном выборе профессии, даёт ощущение удовлетворённости собственной ловкостью и смекалкой, расширяет возможности общения со сверстниками. Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты.
1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.
3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
5. Не забывать чаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.
Разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности:
- ограничение времени работы на компьютере – важный фактор
сохранения здоровья: школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса
- ребенок младшего возраста может играть за компьютером не более 15
минут в день, а дети близоруких родителей - только 10 минут, только 3 раза в неделю!
- лучше играть в первой половине дня
- комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена
- мебель соответствовать росту ребенка
- расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз
- игровую деятельность сменить физическими упражнениями
Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.