Пресс-конференция, посвященная Дню учителя, с участием министра образования Сергея Маскевича в Национальном пресс-центре
Министр остановился на некоторых итогах минувшего учебного года и рассказал о том, что уже сделано в новом учебном году. Так, проведены необходимые мероприятия по обеспечению повышения международного рейтинга Республики Беларусь по показателям в сфере образования. По индексу человеческого развития Республика Беларусь в 2012 г. поднялась на 50 место (2011 г. – 65 место). По показателям в сфере образования: средняя продолжительность обучения – 21 место в рейтинге (в 2011 г. – 63 место); ожидаемая продолжительность обучения – 46 место в рейтинге (в 2011 г. – 46 место). В мировом рейтинге национального благосостояния по показателям в сфере образования Беларусь занимает 21 место (в 2011 г. – 22 место).
На международных предметных олимпиадах среди школьников завоевано 44 медали (7 золотых, 16 серебряных, 21 бронзовая).
На XXVII Всемирной летней универсиаде-2013 в г. Казани в копилке белорусской сборной 40 наград по 12 видам спорта, из них: золото и серебро – по 13, бронза – 14 (в 2011 г., Пекин – 17 наград).
Уровень удовлетворенности.
Согласно опросам уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг достаточно высокий: в среднем выше 4-х баллов по 5-бальной шкале (выборочный опрос проведен в Гродненской области). Учреждения дошкольного образования (родители/законные представители воспитанников) – 4,47; учреждения общего среднего образования: учащиеся 9 классов – 4,08; учащиеся 11 классов – 4,26; родители/законные представители учащихся – 4,44; учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования: наниматели (организации-заказчики кадров) – 4,66 (УПТО), 4,41 (УССО), 3,78 (УВО); учащиеся (студенты) – 3,59 (УПТО), 3,62 (УССО) и 3,93 (УВО).
Об увеличении учебных часов, введении категории «учитель-методист».
К началу 2013/2014 учебного года за счет факультативов на III ступени в средних школах увеличено количество учебных часов по отдельным предметам (физика, математика, химия, биология). Предлагаются для изучения направления: физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. Образовательный процесс в этих школах организован по аналогии с гимназиями и лицеями. Данное нововведение не является строго обязательным для всех школ. Учредитель учреждения образования определяет, в каких школах вводить изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также направления, по которым организовать данное изучение, исходя из возможностей учреждения образования, запросов учащихся и их законных представителей, востребованности определенных профессий на рынке труда.
Кроме того, введена новая квалификационная категория «учитель-методист». Претенденты на нее должны иметь авторскую методику преподавания предмета или собственный опыт, который обобщен и используется другими учителями, публикации в научно-педагогических изданиях и иные заслуги. В настоящее время данная категория присвоена 31 педагогу. Например, нестандартные методы изучения белорусского языка и литературы предлагает учащимся учитель витебской гимназии №5 Галина Анатольевна Сухова. Дискуссионные технологии активно использует в образовательном процессе директор Поплавского комплекса детский сад-школа Березинского района Минской области Виталий Николаевич Дудко. А оригинальные подходы к межпредметным связям на примере математики, информатики и трудового обучения можно оценить, посетив уроки учителя Лошницкой районной гимназии Борисовского района Ивана Викторовича Якименко.
С прошлого года значительно повышены требования к педагогам высшей квалификационной категории. Теперь данную категорию необходимо подтверждать каждые 5 лет. В Академии последипломного образования из 581 педагога подтвердили высшую категорию 468 (80,6 %).
Информатизация системы образования.
Еще один важный аспект – в Беларуси принята новая концепция информатизации системы образования на период до 2020 года, которая предусматривает вовлечение в образовательный процесс всего имеющегося многообразия средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома. Приняты необходимые меры по созданию базы современных электронных национальных образовательных ресурсов. В конечном счете, это позволит выйти и на новую систему управления отраслью. В процессах информатизации основная роль – за педагогами.
В 2013 году будут оснащены кабинеты физики в 222 учреждениях общего среднего образования на сумму 150 млрд. руб. В соответствии с государственной программой развития общего среднего образования завершить оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии предусмотрено до 2016 года.
Успешно проведен в средней школе обязательный выпускной экзамен по иностранному языку.
С 1 сентября увеличена средняя наполняемость I, V, X классов УОСО до 24 учащихся.
Увеличены нормы часов педагогической нагрузки до 20 часов в неделю (для учителей).
Кадровый состав.
В учреждениях общего среднего образования работают более 104 тыс. педагогических работников, из них учителей-предметников – более 90 тыс. Высшее образование имеют 90% учителей-предметников, высшую и первую квалификационные категории – 75%. С 1 сентября приступили к работе 6 тыс. 283 молодых специалиста, выпускников учреждений высшего и среднего специального образования. Из тех выпускников, кто получил направления, 4 352 закончили вузы, 1 719 – средние специальные учебные заведения. Кроме того, направления на первое рабочее место получили 212 выпускников, обучавшихся за счет собственных средств. Отмечу, что желание получить первое рабочее место растет у выпускников с каждым годом.
Управлениями образования, комитетом по образованию Мингорисполкома проводится целенаправленная работа по закреплению педагогических кадров в учреждениях образования, особенно расположенных в сельской местности. В коллективных договорах учреждений образования предусмотрены меры материального стимулирования молодых специалистов, частичная компенсация оплаты за аренду жилья, организация бесплатного подвоза или частичная компенсация платы за проезд к месту работы. Делается все возможное для создания благоприятных условий труда, быта, досуга педагогических работников.
Молодые специалисты, как правило, направляются на работу по месту жительства родителей, что позволяет обеспечить их закрепление в учреждениях образования после двухлетней отработки, снизить отток кадров, а также снять жилищную проблему. За молодыми специалистами закрепляются опытные педагоги, которые помогают им быстрее адаптироваться в новом коллективе. Для оказания методической помощи при районных учебно-методических кабинетах работают «Школы молодого учителя», в рамках ежегодного «Педагогического марафона» проводятся мастер-классы, круглые столы, видеоконференции для молодых специалистов. Перспективные молодые педагоги включаются в районные и областные резервы кадров управлений образования.
Принимаются меры по оказанию помощи педагогическим работникам в решении жилищных вопросов. В соответствии с решениями коллегий управлений образования отделами образования, спорта и туризма изучены социально-бытовые условия молодых специалистов, оформлены акты обследования жилья. В 2013 году планируется более 150 педагогам выделить служебное жилье (различной ведомственной подчиненности).
Право самостоятельного трудоустройства получил 291 выпускник. Из них – 265 закончили высшие и 26 – средние специальные учебные заведения. В том числе это – жены военнослужащих, беременные женщины, молодые люди, призванные служить в вооруженные силы. Если же по каким-то причинам (нет свободного места, возможности предоставить жилье и т.д.) выпускник остается без рабочего места, указанного в направлении на работу, он может перераспределиться туда, где есть вакансия и его хотят принять на работу.
Подготовка педагогов с высшим образованием осуществляется в 14 университетах страны из них в двух профильных – Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка и Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П.Шамякина, а также классических и 18 педагогических колледжах по специальностям профилей «педагогика» и «педагогика, профессиональное образование».
В стране в основном не ощущается дефицита педагогических кадров. При этом в некоторых школах привлечены к работе по отдельным предметам школьного цикла (английский язык, математика, физика, начальные классы, воспитатели дошкольных учреждений) педагоги, достигшие пенсионного возраста, а также лучшие студенты 5 курса МГЛУ, БГПУ имени М.Танка.
В Беларуси меняют место работы после окончания срока распределения 7-8% молодых специалистов-педагогов. Это внутренняя текучесть кадров в самой системе, то есть после отработки обязательного распределения, например, молодой специалист переходит на работу из села в район или город. Из самой же системы отток невысокий – основная часть подготовленных учителей остаются в сфере.
Деятельность учителя требует постоянного самосовершенствования. Однако у абсолютного большинства учителей, по оценке специалистов, регистрируется профессиональное выгорание после 20-25 лет работы. При этом большинство педагогов отмечают, что хотели бы трудиться и дальше, но уже не в качестве педагога-предметника. В данной профессии нужно быть одновременно и знатоком своего предмета и творцом, не только отлично знать физику или математику, но и уметь преподнести предмет виртуозно, грамотно и качественно.
В учреждениях общего среднего образования образовательный процесс организован в полном объеме. Вместе с тем в отдельных учреждениях возникают определенные трудности по заполнению вакансий по предметам физико-математического профиля. В Минске имеется также проблема в комплектовании учителей начальной школы, что обусловлено значительным увеличением количества учащихся начальных классов. За последние три года количество таких классов в столице увеличилось на 133.
Возникающие проблемы оперативно решаются путем приема на работу совместителей, педагогов пенсионного возраста, а также студентов выпускных курсов.
По полученной информации от управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома увеличение педагогической нагрузки учителей не повлекло увольнения педагогических работников.
Справочно: Всего по республике после увеличения педагогической нагрузки уволено 11 педработников, в том числе в Гродненской области − 3, Витебской области – 8.
Педагогическая нагрузка.
В прошедшем учебном году педагогическая нагрузка учителя в среднем в областях составляла 1,2 ставки. Это позволило в условиях увеличения педнагрузки максимально сохранить имеющийся кадровый потенциал.
В учреждениях общего среднего образования более 96 процентов педагогов работают с нагрузкой 20 и более часов в неделю. Неполная учебная нагрузка устанавливалась только при наличии согласия работника или по заявлениям тех, кто по тем или иным причинам не может выполнять нагрузку в полном объеме.
Справочно: В учреждениях общего среднего образования республики работает на неполную ставку (менее 20 часов) 3 853 человек. Более 65 процентов учителей, работающих на неполную ставку, составляют лица, достигшие пенсионного возраста.
Повышение тарифных ставок отдельным категориям педагогических работников на 25%, установленное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2013 № 689, позволило не только сохранить стоимость часа, но и повысить среднюю заработную плату учителям в среднем на 3%. Уточненная информация об увеличении заработной платы педагогических работников может быть представлена после поступления статистических данных о среднемесячной заработной плате за сентябрь (к 30 октября т.г.).
Сеть и контингент учащихся учреждений общего среднего образования.
В 2013/2014 учебному году функционируют более 3 200 учреждений общего среднего образования, в том числе гимназий – 219, лицеев – 28, кадетских училищ – 8. К занятиям приступили около 915 тыс. учащихся, в том числе 99 тыс. первоклассников. В соответствии с демографической ситуацией и особенностями развития регионов продолжается оптимизация сети учреждений общего среднего образования.
С 1 сентября 2013/2014 учебного года в учреждениях общего среднего образования на занятия физической культурой и спортом отводится три часа в неделю. Два учебных занятия должны проводиться в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, третий час – обязательный для каждого учащегося I-XI классов «Час здоровья и спорта».
Конкурс «Учитель года»
В Беларуси в 2014 году пройдет финал конкурса «Учитель года Республики Беларусь». Первый этап состоится в учреждениях образования в ноябре 2013 года, затем – районный (городской), областной (Минский городской), а заключительный этап, на котором будет определен победитель, – осенью 2014 года.
Впервые конкурс будет проводиться по предметным номинациям: «Физика, астрономия, математика, информатика»; «Иностранный язык»; «Русский язык и литература, белорусский язык и литература»; «Начальные классы»; «Музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка»; «История, обществоведение, география, химия, биология»; «Воспитатель дошкольного образования».
Из числа лидеров в каждой номинации и будет определен «Учитель года Республики Беларусь».
Пресс-центр Министерства образования