Что предлагают изменить в правилах приема в вузы?
Министерством образования совместно с Президиумом Совета ректоров рассмотрены предложения по подготовке новой редакции Правил приема в учреждения высшего образования. Документ учитывает ряд предложений Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний по итогам работы в 2011-2012 гг., некоторых министерств и ведомств, имеющих в подчинении вузы. Остановимся подробнее на предлагаемых изменениях:
1. Предлагается отменить раздельный конкурс среди выпускников сельских и городских учреждений образования. Учитывая выравнивание уровня подготовки выпускников сельских и городских школьников, представляется оправданным проведение среди них общего конкурса.
За семилетний период произошло значительное сближение проходных баллов абитуриентов-выпускников сельских и городских учреждений образования. Если в 2006 году проходной балл сельчан в 28 % случаев оказался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление осуществлялось по общему конкурсу, т.е. в 50% случаев. Показатель увеличился в 1,5 раза.
Справка Министерства образования:
В 2012 г. Белорусском государственном университете доля специальностей, при поступлении на которые выпускники сельских школ показали более высокие баллы, чем выпускники городских, составила 67% (в 2011 – 51%). В региональных вузах этот показатель был еще выше. С другой стороны, сейчас раздельный конкурс проводится при условии, если проходной балл сельских абитуриентов ниже проходных баллов городских, даже, если от «сельчан» подано 1 заявление, что искажает иногда принцип справедливости при зачислении. В ряде случаев горожане, имеющие перевес порядка 100 и более баллов, проигрывали конкурс. Так, в Белорусском государственном университете проходной балл на специальность «Микробиология» для горожан составил 243, а для сельчан - только 134, на специальность «Международное право» - соответственно 374 и 287 баллов.
2. Отмена зачисления вне конкурса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждения высшего образования. Предлагается перенести социальные льготы для данной категории наших граждан на этап после их зачисления. Это позволит осуществлять зачисление в вузы исключительно на основании конкурсного отбора с тем, чтобы льготирование касалось не знаний и способностей, а исключительно социального обеспечения абитуриента (предоставление общежития, гособеспечение, социальные выплаты, освобождение от оплаты за обучение, льготный кредит и др.). Сегодня при зачислении абитуриентов на отдельные «престижные» специальности бюджетные места задолго до окончания приема документов закрываются абитуриентами, имеющими право на внеконкурсное зачисление.
В результате абитуриенты-льготники зачисляются с невысоким общим баллом, а абитуриенты, имеющие не просто высокие, а очень высокие баллы, не проходят по конкурсу.
Справка Министерства образования: Так, в 2012 г. в Белорусском государственном университете на специальность «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены 3 «льготника» (из числа детей-сирот), набравшие 156, 208 и 296 баллов. В Белорусском национальном техническом университете при поступлении на специальность «Таможенное дело» абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имеющим только 170 баллов. Аналогичные ситуации неоднократно происходили в МГЛУ на переводческом факультете и факультете межкультурных коммуникаций, в БГУ, БГЭУ, БНТУ и других университетах. Льгота внеконкурсного зачисления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полностью сохранена при зачислении в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования.
3. Введение единой для всех вузов республики методики подсчета баллов при поступлении на специальности культуры и искусства, на которые проводится вступительное испытание по предмету "Творчество".
Предлагается распространить действующую в настоящее время в БГАМ и БГАИ методику подсчета общей суммы набранных балов и на другие вузы, осуществляющие подготовку по специальностям профиля образования «Искусство и дизайн», специальностям «Искусствоведение», «Музыковедение», «Архитектура», «Архитектурный дизайн».
При таком подходе 2/3 от общей суммы набранных баллов составит удельный вес вступительного испытания по экзамену «творчество», 1/3 - удельный вес документа об образовании, государственного языка и одного профильного экзамена.
Такая схема, по мнению специалистов, будет способствовать притоку талантливой молодежи на специальности культуры и искусства.
Кроме того, предлагается проводить видеозапись экзаменов по творчеству. Ввести обязательную видео- и аудиозапись при проведении вступительных испытаний по предмету "Творчество" (вокал, танец, исполнительское мастерство и др.) предлагается в связи с тем, что это дает возможность перепроверки результатов
4. Предложены различные варианты поступления для лиц белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств и гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан. Заложена дополнительная возможность лицам белорусской национальности, постоянно проживающим на территории иностранных государств, а также гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан (по их желанию) поступать в учреждения высшего и среднего специального образования на условиях, предусмотренных для иностранных граждан (по результатам собеседования) с более высокой оплатой.
Количество мест для таких абитуриентов, зачисляемых по результатам собеседования, предложено квотировать. Квоту ежегодно будет определять учебное заведение по согласованию с учредителем.
Вместе с тем, сохранен и старый механизм поступления для всех желающих из стран ЕврАзЭС, которые хотят и имеют возможность поступать через конкурсный отбор на бюджетной и платной основе.
5. Предлагается ограничить прием на заочную бюджетную форму получения высшего образования.
Поступать в учреждения высшего образования на заочную бюджетную форму получения образования смогут, в основном, только лица, занятые трудовой деятельностью не менее 10 месяцев. Предложения по введению 10 месяцев обоснованы тем, что это дает возможность абитуриентам, не поступившим в вуз в год окончания школы и приступившим к работе с 1 сентября, на следующий год поступать на заочную форму обучения.
6. Предлагается ввести норму, разрешающую подачу документов в приемные комиссии доверенными лицами абитуриентов, которые в период вступительной кампании по объективным причинам, подтвержденным документально (болезнь, международные конкурсы или соревнования и т.п.) не могут подать их лично.
9. На основании поручения Главы государства, данного на совещании 26 сентября 2011 г. по развитию студенческого спорта, предлагается предоставить возможность, абитуриентам-спортсменам высокого класса, включенным в составы национальных и сборных команд Республики Беларусь, получать высшее образование за счет средств бюджета в заочной либо вечерней форме по специальностям, не связанным с отраслью физической культуры и спорта.
Данная норма будет способствовать социальной защищенности спортсменов, активно занятых в спорте высших достижений, и позволит им одновременно с подготовкой и участием в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы получить образование и специальность.
10. В соответствии с поручением Главы государства о повышении требований к отбору абитуриентов на педагогические специальности (протокол поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 10 октября 2011 года № 20, данных 29 августа 2011 г. по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь) предлагается при поступлении на педагогические специальности на условиях целевой подготовки предусмотреть:
- наличие у абитуриентов рекомендаций педагогических советов учреждений образования, которые они закончили (эта норма будет действовать только в год окончания учреждения общего среднего образования), если абитуриент закончил учреждение общего среднего образования более чем год назад, он может получить такую рекомендацию в управлении образования;
- зачисление без вступительных испытаний победителей (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лиц, награжденных золотой, серебряной медалью или закончивших учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием.
11. По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Правила приема предусматривают:
- увеличение приема на условиях целевой подготовки на сельскохозяйственные специальности с 30 до 60%;
- при поступлении в сельскохозяйственные высшие учреждения образования на получение образования в сокращенный срок предусмотрена сдача только двух вступительных испытаний по профильным предметам.
12. По предложению Министерства образования, Минздрава и др. ведомств предлагается обучение на условиях целевой подготовки осуществлять по всем специальностям. Заказчикам кадров отбор проводить среди всех абитуриентов, независимо от места их проживания (снять ограничение, связанное с проживанием не менее 2-х лет в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, в сельских населенных пунктах).
Также предлагается увеличить нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной - с 7 баллов (как было в 2012 году) до 10 баллов (будет в 2013).
Пресс-центр Министерства образования.