18 марта состоится Единый день информирования (дистанционный формат)
Темы для обсуждения:
1.15 марта – День Конституции Республики Беларусь.
2. О пожарной безопасности в Гродненской области.
3. Профилактика преступлений, связанных с неправомерным завладением реквизитами пластиковых банковских карт и хищением средств с карт-счётов граждан, а также в сфере высоких технологий.
Материалы для ознакомления
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Материал подготовлен Академией управления
при Президенте Республики Беларусь
В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.
Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.
Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.
Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.
Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в год 25-летия нашего Основного закона (в 2019 году): «Конституция, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития».
Справочно.
Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.
Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.
Справочно.
Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.
На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.
Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.
Конституционное устройство Республики Беларусь
в начале 1990-х годов
В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).
Ситуация в великой стране становилась слабо контролируемой: республики одна за другой начали заявлять о своем праве на самоопределение.
Значительная часть белорусской общественности также активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.
В результате 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В Декларации было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.
Декларация носила переходный характер: ее положения должны были реализоваться Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР.
Предпринимаемые руководством Союза меры по его спасению должного эффекта не имели, а попытка захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению стала последним звеном в необратимости распада советской системы.
Все республики так или иначе осознавали, что на союзный центр надеяться нельзя. Экономика испытывала глубочайший кризис. Источники жизнеобеспечения были парализованы. Ни один союзный орган власти ничем уже не управлял.
В этих условиях 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.
Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.
Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством.
Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество «скатывалось» к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения.
Беларусь не была исключением в данных процессах. В нашей стране нарастание этих негативных последствий носило болезненный характер. Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофически отразился на белорусской экономике, являвшейся ранее «сборочным цехом» Советского Союза. Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры.
В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны.
Принятие Конституции Республики Беларусь
Белорусские конституции советской эпохи заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.
С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).
Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия в составе 61-го депутата Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков). Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.
После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.
Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?
Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
5 февраля 1993 г. принято Постановление Верховного Совета
«О проекте Конституции Республики Беларусь», в котором содержалось поручение Конституционной комиссии отразить в тексте проекта следующие положения:
о принципе разделения властей;
о Верховном Совете как представительном и законодательном органе государственной власти;
о Президенте как руководителе исполнительной власти;
о местном самоуправлении, осуществляемом гражданами через местные представительные органы и другие формы прямого участия населения в общественных делах;
о государственных гарантиях всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом и др.
Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.
Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.
Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Справочно.
Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).
Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.
В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.
Спустя полгода, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», Глава государства представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы.
14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.
Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.
Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь
В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где в условиях переходного периода именно усиление роли государства, исполнительной «вертикали» стало ключевым фактором повышения стабильности развития.
Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.
В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.
Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
Конституция – политико-правовой фундамент
Единства белорусского народа
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;
государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;
народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.
Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).
Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.
При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.
Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. В Основном Законе отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения.
Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.
Конституция Республики Беларусь – основа государственного суверенитета. Белорусское государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
А.Г.Лукашенко о конституционной реформе
В марте 2019 г. Глава государства на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, затрагивая тему необходимости подготовки новой Конституции, отметил: «Важно, чтобы Конституция соответствовала тем реалиям, которые сложатся в нашем государстве».
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2019 г. белорусский лидер выразил уверенность, что «взвешенная и продуманная работа экспертного сообщества приведет к созданию обновленного Закона, отвечающего интересам нашей страны и наших граждан на современном этапе».
В преддверии шестого Всебелорусского народного собрания для выявления позиции населения относительно возможных изменений в Основной Закон Республики Беларусь по всей стране проходили диалоговые площадки. Белорусский лидер сам был сторонником их проведения: «Чтобы люди не просто поговорили, а внесли свои предложения. А мы почувствовали, чем живет народ».
Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.
Справочно.
Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.
Наиболее часто встречаемыми предложениями, высказанными на дискуссионных площадках по всей республике в рамках направления «Конституционная реформа и партийное строительство», стали:
развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);
перераспределение полномочий Президента, Парламента
и местных властей;
переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);
увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;
придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;
введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;
введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;
введение моратория на смертную казнь.
Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.
Во время своего выступления на шестом Всебелорусском народном собрании в феврале 2021 г. А.Г.Лукашенко отметил: «В течение этого года проект Конституции будет готов, и он будет в течение года обсужден всенародно. А в начале следующего года, как минимум, мы вынесем его на референдум».
При этом Президент обратил внимание, что под новую Конституцию придется переформатировать многие законы, изменить законодательную базу: «Я уверен, что мы это способны сделать в течение будущего года».
Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.
В частности, белорусский лидер высказался о партийном строительстве в Беларуси. Он считает, что все нужно делать постепенно, и общество должно созреть для тех или иных изменений, в том числе выборов по партийным спискам. Так, по данным проведенного накануне собрания масштабного социологического исследования, уровень доверия партиям со стороны людей – от 3 до 6%. «Когда мы увидим реальные партии, тогда мы будем говорить, что нам надо избирать в парламент, в местные Советы по пропорциональным спискам, – убежден белорусский лидер. – Для этого надо подготовить общество, оно должно быть зрелым».
Также Глава государства предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом. Он акцентировал внимание на том, что сейчас, по данным соцопросов, чуть меньше половины населения поддерживают данную идею, еще около 30% не определились по данному вопросу. «Но я как Президент предлагаю и настаиваю, чтобы оно имело конституционные полномочия. При этом я убедительно вас прошу, чтобы вы ни в коем случае не торопились, принимая те или иные решения», – обратился белорусский лидер к делегатам собрания.
Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.
В этой связи А.Г.Лукашенко считает, что нельзя ослаблять пост Главы государства. «Это буду не я. Это будет другой президент. Поэтому не пришивайте это ко мне. Будет другой глава государства, но он должен быть главой государства. Он должен, как сейчас, отвечать за главные направления развития. Всебелорусское народное собрание должно быть стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну», – заявил А.Г.Лукашенко.
Вместе с тем Президент отметил, что к власти должно приходить новое поколение, и это должен определить народ на честных и открытых выборах после отработки необходимых законов и Конституции: «Я понимаю, что мы живем в переходный период. Надо сделать так, чтобы новое поколение пришло к власти. Это неизбежно. И народ должен определиться, кто от нового поколения придет во власть».
*****
А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.
Являясь сторонником обдуманных решений и эволюционных изменений, белорусский лидер подчеркнул: «Надо взять голову в руки и, создавая новую Конституцию, четко понять, чего мы хотим, какая должна быть страна. Я готов на все. Только не потерять суверенитет и независимость. … Все перемены пойдут от Конституции, а не от майдана. И я постараюсь сделать все, чтобы этого майдана не было».
Конституция – «сложнейший документ, который должны сотворить специалисты. Но специалистам нужен заказ от нашего общества, а заказ – это те проблемы, которые мы поднимаем снизу. И таким образом мы вовлекаем миллионы людей не только в обсуждение Конституции, но и ее формирование».
«Новую Конституцию мы примем, жизнь у нас будет двигаться вперед. Но без всякой ломки и катастроф – белорусам это не надо», –отметил белорусский лидер
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Материал подготовлен
учреждением «Гродненское областное управление
МЧС Республики Беларусь»
По состоянию на 10.03.2021 с начала текущего года в Принеманьи произошло 177 пожаров (за аналогичный период 2020 - 116), погибло 26 человек (2020 – 13 человек).
Справочно: в 2020 году произошло 745 пожаров (2019 - 782), погибло 63 человека (2019 - 49).
Преимущественно граждане гибнут в огне из-за своей или чужой привычки курить в постели, зачастую в состоянии алкогольного опьянения.
Курение
В текущем году предположительно от незатушенной сигареты уже погибли 17 человек (по состоянию на 10.03.2021).
В 2021 году были факты групповой гибели.
*** 22 января в 19-10 в службу 101 поступило сообщение о том, что в квартире в многоэтажном доме по улице Космонавтов в Лиде обнаружены три человека без признаков жизни. Выяснилось, что двумя часами ранее мужчина пришел навестить родственников. Дверь была заперта изнутри и на стук никто не реагировал. Когда удалось войти, в коридоре на полу находился брат 1981 г.р., а в комнате - отец, 1947 г.р. и его знакомая, 1952 г.р. Огнем повреждены диван и кресло, закопчены стены и потолок в квартире. Подразделения МЧС не привлекались. Причина возникновения пожара – неосторожность при курении.
***10 февраля в 16-05 ивьевским спасателям поступило сообщение о задымлении в жилом доме в д.Сураж. На пожаре обнаружены тела 58-летнего хозяина и его 55-летней гостьи. Со слов соседей, погибшие нередко выпивали вместе, курили в доме. В результате пожара в жилой комнате поврежден пол на площади 1 кв.м, закопчены стены, потолок. Возгорание произошло из-за неосторожного обращения с огнем при курении.
***Ночью 18 февраля жительница деревни Каменный Лог Ошмянского района сообщила о пожаре. Дом был полностью в огне, а горящая кровля обрушилась внутрь. На ликвидацию пожара потребовалось около часа. Под сгоревшими обломками бойцы МЧС обнаружили погибшим хозяина, 1976 года рождения и его сестру, 1983 года рождения. Известно, что оба курили. Огнем уничтожена кровля, повреждены перекрытие, стены и имущество в доме. Причина пожара устанавливается. Основная рассматриваемая версия - неосторожное обращение с огнем при курении.
Хотелось бы обратиться непосредственно к самим любителям табака – если вы не можете отказаться от этого пагубного пристрастия и курите дома, то делайте это безопасно. Ни в коем случае не бросайте непогашенные сигареты на пол и не курите в постели. Окурки же складывайте в пепельницу или несгораемую емкость, лучше всего наполненную водой. Не подвергайте опасности себя и тех, кто живет с вами рядом. А чтобы вовремя обнаружить возгорание и избежать пожара, установите в доме автономный пожарный извещатель.
АПИ
С 2002 года в республике автономные пожарные извещатели спасли более 2000 человек.
В 2020 году зафиксировано 9 фактов положительной сработки АПИ, в результате чего спасены жизни 14 граждан, 1 из них - ребенок. (2021 – 3 факта, спасены 3 человека)
Более 50 % пожаров с гибелью происходит, когда человек спит. Пожар опасен, прежде всего, высокой температурой и сильным задымлением. Спящий человек вдыхает дым, который содержит большой перечень токсичных веществ, что опасно и может привести к смерти в течение нескольких минут.
Своевременно обнаружить возгорание и избежать материального ущерба, травмирования и гибели можно и нужно, установив в квартире или доме автономный пожарный извещатель.
*** 8 февраля в 06-41 поступило сообщение о пожаре в жилом доме в деревне Шестаковцы Щучинского района. Выяснилось, что хозяин 1942 г.р. проснулся от звукового сигнала извещателя. Мужчина обнаружил плотное задымление в комнате и самостоятельно покинул жильё. Он поспешил к соседям, которые и сообщили о происшествии на линию «101». В результате пожара уничтожена кровля, повреждены перекрытия, стены и имущество в доме. Вероятнее всего, возгорание произошло из-за короткого замыкания электропроводки.
*** Вечером 23 февраля поступило сообщение о пожаре в жилом доме в д. Гринки-1 Свислочского района. Бдительная соседка увидела отблески пламени соседского дома, по мобильному телефону вызвала спасателей. По прибытии спасателей внутри дома было сильное задымление. Сигнал автономного пожарного извещателя разбудил его (приобретен за собственные средства в 2019 году). Мужчина выбрался из горящего жилища через окно. Рассматривается версия нарушение правил эксплуатации печного отопления - рядом расположенная кровать и сложенные горючие материалы стали источником возгорания.
Электроприборы и электропроводка
Многие наши сограждане относятся к любителям засыпать под просмотр телевизора. Некоторые, уходя из дома, оставляют телевизор «в режиме ожидания», либо «включенными на подзарядку» телефон, а выдернуть шнур из розетки кажется излишним... Некоторые не видят ничего страшного в том, что ненадолго выходят из дома, в то время, когда в ванной работает стиральная машина. Всё это увеличивает риск возникновения пожара.
Вероятность возникновения пожара зависит еще и от другого не менее важного фактора — состояния электросети. В последнее время нагрузки на электросеть в жилом секторе сильно увеличились. Из-за большой нагрузки в сети возникает так называемый аварийный режим работы. В это время достаточно будет плохого контакта в розетке или аппарате, который подключен к сети в вашей квартире, чтобы заискрило. В осенне-зимний период к этому добавляются обогреватели. При перегрузке автоматы защиты отключают электричество, если таковые отсутствуют – риск пожара значительно возрастает.
Основные постулаты безопасности:
- Выходя из дома, всегда выключайте все электроприборы, которые могут привести к возникновению пожара.
- Избегайте перегрузки электросети, не включайте несколько мощных потребителей энергии одновременно.
- Следите, чтобы электрические сетевые фильтры или удлинители не были защемлены предметами мебели и использовались по назначению.
- Пользуйтесь электроприборами, соблюдая требования заводской инструкции, своевременно ремонтируйте их (ремонт доверяйте только специалистам).
- Если электроприбор загорелся, следует обесточить его или жилище и только тогда приступать к тушению, используя плотную ткань, песок, стиральный порошок, соль или даже крупы.
*** 02 января в 21-05 мостовским спасателям поступило сообщение о пожаре в д.Неман. По прибытии к месту вызова обнаружено открытое горение жилого дома, кровля обрушилась. Хозяин 1964 г.р. не курил, дом использовал как дачу. Спасатели обнаружили его тело на полу в комнате под обломками строительных конструкций. Наиболее вероятно, возгорание произошло из-за неисправности телевизора.
***11 февраля в 01-47 ивьевским спасателям поступило сообщение о пожаре в аг. Лазудунах. Наблюдалось открытое горение кровли жилого дома. Под обломками сгоревших конструкций спасатели обнаружили обгоревший труп 85-летнего хозяина дома. Известно, что пенсионер не курил. Наиболее вероятно, пожар произошел из-за неисправности электроплитки.
«Печные» пожары
С началом отопительного периода увеличивается количество пожаров, возникающих из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления. И виной тому – человеческая беспечность. Кто-то понадеялся, что эту зиму печь выдержит без ремонта, а кто-то пренебрег правилами пользования – забыл закрыть топку или перекалил.
Чтобы не допустить пожара в доме, нужно содержать печное отопление в порядке, согласно нормам и правилам пожарной безопасности. Во-первых, печь должна иметь самостоятельный фундамент. Между стенками печи и деревянными конструкциям должен оставаться воздушный промежуток - отступка. Во-вторых, в печи не должно быть трещин и щелей, а дымоход должен иметь хорошую тягу и быть побелен известковым раствором. Делается это для того, чтобы на белом фоне можно было заметить появляющиеся со временем трещины. Во избежание образования трещин в кладке, требуется своевременная очистка дымохода от сажи. В-третьих, печь и дымовая труба в местах соединения с деревянными перекрытиями во избежание их возгорания должны иметь утолщение кирпичной кладки или разделку. Чтобы случайно выпавшие горящие угли не привели к пожару, прибейте перед топкой на деревянном полу металлический лист. Топить печь рекомендуется два-три раза в день не более чем по полтора часа. Это позволит избежать ее перекала. Топку прекращайте не менее чем за 2 часа до сна. За это время дрова успеют перегореть, и можно будет закрыть дымоход. Ни в коем случае не используйте при растопке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Также не оставляйте открытыми топочные дверцы и топящуюся печь без присмотра - это прямой путь к пожару. Держите не менее чем в полутора метрах от печи одежду, мебель, дрова и другие горючие материалы. Золу и перегоревшие угли, перед тем как выбросить, следует пролить водой до полного прекращения тления.
***22 января вечером в Волковысскую центральную районную больницу с ожогами поступила жительница райцентра, 1987 г.р., проживающая по улице К.Цеткин. Пострадавшая пояснила, что дома при розжиге дров в печи использовала большое количество бумаги, при воспламенении которой произошел выброс пламени из топки. Женщина получила ожоги около 12 % тела и находится на стационарном лечении. Пожара не произошло, подразделения МЧС не привлекались.
***8 марта спасателям поступило сообщение о пожаре в деревне Коробчицы Гродненского района. Подразделения МЧС незамедлительно направились по указанному адресу и ликвидировали пожар в бане на частном подворье. Выяснилось, что супруги-пенсионеры к приходу гостей протопили баньку. Через какое-то время обратили внимание на подозрительные клубы дыма. Когда вошли внутрь увидели, что парильное помещение заполнено дымом. Чтобы уменьшить приток кислорода, хозяева плотно закрыли дверь и вызвали спасателей. Огнем повреждено имущество и перекрытие. Предположительно, пожар произошел из-за нарушения правил устройства и эксплуатации печи.
Дети
Зачастую взрослые не подозревают о том, что те или иные предметы могут представлять опасность для ребенка. Скатерть со стоящей на ней вазой, шнуры от телевизора и компьютера, горячие кастрюли и сковороды на плите и т.д. Внимательно посмотрите вокруг и уберите те предметы, до которых может дотянуться ребенок и травмировать себя.
Мы заботимся о здоровье своих детей, хотим, чтобы они росли умными и развитыми. А ведь научить соблюдать правила безопасности – самая главная задача, потому что от этого зависит жизнь ребенка.
Рассматривая каждый случай гибели ребенка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям, или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее непоправимый и жестокий итог родительской безответственности ‑ гибель ребенка. Иногда трагедии случаются в семье по независящим от родителей причинам, но зачастую, именно сами взрослые становятся косвенными виновниками происшедшего. За оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК Республики Беларусь.
В 2020 году в нашей области зафиксировано 15 пожаров по причине детской шалости с огнём.
Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но взрослые могут и должны научить малышей, как правильно себя вести. Учить ребенка безопасности нужно с самых малых лет. Самое главное при этом – собственный пример родителей, их безопасное поведение.
*** 16.05.2020 ивьевским спасателям поступило сообщение о загорании хозяйственной постройки на территории приусадебного участка в д.Закревщина. Как выяснилось, накануне пожара в хозпостройке находились двое детей 11 и 15 лет, которые решили покурить на чердаке. После курения один из ребят выбросил окурок на улицу, а другой потушил его в строительной конструкции кровли, что и привело к пожару. В результате хозяйственная постройка уничтожена огнём.
*** 14.11.2020 лидским спасателям поступило сообщение о том, что в приемное отделение больницы с термическими ожогами левой кисти (I степени, 1,5% тела) поступил ребенок, 2010 года рождения. Как выяснилось, двое детей 2010 года рождения играя на улице, нашли газовый баллончик для заправки зажигалок. Ребята отправились на территорию местной школы и на спортивной площадке решили поджечь турник. Один из мальчишек лил жидкость на стойку спортивного снаряда, а второй тем временем поджигал ее. В считаные секунды произошла вспышка паров, мальчик не успел убрать руку и получил ожоги. Придя домой, мама заметила покраснение и болезненность руки ребенка и обратилась за помощью к медикам. Ребенка госпитализировали в хирургическое отделение районной больницы.
Советы МЧС для родителей:
Соблюдайте «правило вытянутой руки».
Жизнь стремительно развивается и у родителей есть все возможности для того, чтобы быть более информированными и прививать своим детям привычки безопасного образа жизни. Когда происходит беда, родители заламывают руки и задают себе вопрос: «Почему? За что?». Но никто не задумывается над тем, как избежать трагедий, как их не допустить.
Можно придумать и проиграть дома с помощью игрушек те ситуации, в которые можно попасть на прогулке – катание на качелях, нападение собаки, попытка взрослого увести ребенка с площадки. Расскажите, в каких случаях может понадобиться помощь спасателей (пожар, обвал, утопление и т.п.) и как правильно их вызвать. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы МЧС «Волшебная книга» и детально разбирайте опасные ситуации на примере героев. Проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания. Будьте хорошим примером для подражания.
Все необходимое вы можете найти на нашем официальном сайте 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».
Лёд
Ежегодно тонкий лед становится причиной различных происшествий. Чаще всего участниками оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед.
Избежать неприятностей можно, если соблюдать правила и меры личной безопасности. Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы всё могло закончиться очень печально.
Относительно безопасным называют лед толщиной не менее 7 см. Он зеленого или голубовато-зеленого цвета. Грязный, буро-серый лед обычно уже непрочный. Не стоит проверять прочность льда, прыгая на нём или ударяя ногой. Необходимо правильно экипироваться, отправляясь на зимнюю рыбалку. Возьмите с собой хотя бы минимальный набор спасательных средств: веревку, палку, доску, спасательный жилет, «кошки» для того, чтобы выбраться.
Если всё же оказались в полынье, старайтесь не уходить под воду с головой. Передвигайтесь к тому краю, откуда идет течение. Постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.
Оказывая помощь провалившемуся под лед человеку, будьте осторожны, чтобы спасать не пришлось двоих. Вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской и осторожно ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности, толкая спасательное средство перед собой. Приблизившись на максимально возможное безопасное расстояние к полынье, протяните пострадавшему палку, шест или бросьте веревку. Когда начнете вытягивать пострадавшего, попросите его работать ногами – так будет легче вытащить его из полыньи. Отведите спасенного в безопасное место и окажите первую помощь.
Палы сухой растительности
С приходом тепла у спасателей начинается «горячая» пора – граждане приступают к наведению порядка, начитают бороться с сухой растительностью путем ее выжигания. Практически все травяные палы происходят по вине человека. Иногда они могут служить причиной гибели людей – даже, несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели людей могут быть разными. Самая очевидная - это то, что от травы могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди (причем самыми опасными являются торфяные пожары, которые очень часто возникают на осушенных торфяных болотах именно вследствие поджогов сухой травы). Менее очевидная, но не менее важная причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания.
За 2020 год на территории Гродненской области было зарегистрировано 295 загораний в природных экосистемах (2019 - 337), из них: 159 случаев загорания сухой травы и кустарников (2019 - 249), 128 лесных пожаров (2019 - 77) и 8 торфяных пожаров (2019 - 11). Всего за год подразделения МЧС осуществили 1890 выездов на загорания мусора, сухой растительности, леса и др.
За выжигание сухой растительности и трав на корню, а также непринятие мер по ликвидации палов предусмотрен штраф от 10 до 30 базовых величин (с 01.03.2021г.). Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или штраф до 12 базовых величин.
Нужно сказать, что травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреные дни. Горение стерни и сухой травы – процесс неуправляемый. Остановить хорошо разгоревшийся пожар бывает очень непросто.
*** 24 марта 2020 года дятловским спасателям поступило сообщение о пожаре на частном подворье в деревне Обельковичи. Выяснилось, что в это день супруг хозяйки, сын и внук приехали в деревню, чтобы после зимы навести порядок. Мужчины обрезали ветки деревьев, сгребли траву и развели костер, чтобы сжечь. Они окопали место кострища и подготовили ведро с водой. Однако, порывы ветра стали разносить искры по своему и соседним участкам, огонь перебросился на поле и огненная волна начала двигаться к лесу. Мужчины в течение получаса тушили пал вместе с соседями. Тем не менее, самостоятельно справиться не удалось. За помощью обратились в службу спасения. Прибывшие бойцы МЧС ликвидировали пал сухой растительности и пожар сарая, где хранился хозинвентарь. Удалось защитить дом хозяев и имущество соседей от огня.
Часто жертвами становятся пенсионеры. Как правило, сжечь мусор для пожилого человека на первый взгляд кажется весьма простым способом. Однако заканчиваются такие истории трагедиями. Пожилые люди в силах бросить горящую спичку в кучу мусора, или поджечь траву. Но справиться с порывами ветра, быстро распространяющимся огнем им не под силу. Нередки и случаи, когда, надышавшись продуктами горения, пожилой человек попросту теряет сознание и погибает в горящей траве.
03.04.2019 спасателям поступило сообщение об обнаружении погибшего в поле в д.Ратичи Гродненского района. В <st1:metricconverter productid="170 метрах" w:st="on">170 метрах</st1:metricconverter> от домовладения были следы горения сухой растительности. Супруга обнаружила мужчину среди пала без признаков жизни. Он пытался потушить разгулявшийся огонь, но подвело сердце.
Но, видимо, ошибки других не всегда становятся уроком. Виновниками палов в большинстве случаев являются граждане, которые игнорируют правила безопасности - бросают непотушенные окурки, неосторожно сжигают мусор, выжигают сухую траву, несмотря на запреты. Зачастую возникает реальная угроза распространения огня на жилые дома, хозяйственные постройки, люди получают ожоги, а иногда и гибнут. Даже соблюдая все правила безопасности, вы не застрахованы от необдуманных действий ваших соседей. Пример тому - случай в деревне Нарча.
***7 апреля 2020 г в МЧС поступило сообщение от жительницы деревни Нарчи Щучинского района о возгорании сухой растительности. В результате пожара сгорело более 20 домов, в двух из которых постоянно проживали граждане. Общими усилиями удалось уберечь от огня 2 жилых дома, 4 нежилых и 5 хозяйственных построек. В результате возгорания жители деревни не пострадали. Выяснилось, что 70-летний местный житель во дворе своего дома осуществлял пал сухой травы. Со слов мужчины, данный процесс он контролировал, в дом ушел, когда все потухло. Однако через некоторое время к нему пришел односельчанин и сообщил о пожаре у него во дворе.
Чтобы не стать жертвой чьей-то беспечности, своевременно наводите порядок на своих приусадебных и дачных участках и прилегающей территории – очищайте их от сухой травы, прошлогодних листьев и прочего сгораемого мусора. Все это можно сгрести в кучи и сжечь. Напоминаем, что разведение костров, в том числе для сжигания мусора, допускается на очищенной и окопанной площадке в безветренную погоду на безопасном расстоянии до строений, леса; скирд сена и соломы. Запаситесь огнетушителем или ведром с водой, лопатой и наблюдайте за огнем. Не оставляйте костер без присмотра, а также под наблюдением детей. Уходя, затушите угли до полного прекращения тления. Будьте внимательны и осторожны во избежание попадания искр на одежду и открытые участки тела.
На участке, очищенном от сухой травы и листьев, огню просто негде будет разгуляться. Да и справиться с ним в таких условиях будет гораздо легче.
Палы травы - опасная традиция, которая идёт вразрез с законодательством. Ни в коем случае не жгите траву. Не оставляйте костры без присмотра, тщательно тушите окурки и спички перед тем, как выбросить. Начинающую гореть траву можно потушить, сбивая пламя ветками или засыпать кромку пожара песком. Если самостоятельно погасить пламя сложно, сообщите о случившемся по телефонам 101 или 112 и быстрее покиньте место пожара.
Мобильное приложение
Хочу обратить внимание присутствующих на мобильное приложение для смартфонов и планшетов на базе Android и IOS «МЧС Беларуси: помощь рядом» включающее:
- информацию о неблагоприятных и опасных погодных явлениях (раздел «Карта неблагоприятных явлений»);
- краткие инструкции, что делать в экстренной ситуации (раздел «Что делать»);
- аудиоподсказки действий по оказанию первой помощи (раздел «Первая помощь»);
- тесты, позволяющие проверить знания о действиях в различных чрезвычайных ситуациях (раздел «Проверь себя») и другую полезную информацию;
- 3-D квартира о правилах безопасности для малышей.
На сегодняшний день приложение установили уже около 200 тыс. человек. Оно разработано для детей, молодежи и взрослых и востребовано не только в Беларуси, но и за рубежом.
Ещё можно присоединиться к группе МЧС в вайбере. Широко используем различные формы взаимодействия с гражданами, в том числе и социальные сети - «Вконтакте» создана официальная группа «МЧС Гродно». Присоединяйтесь!
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ЗАВЛАДЕНИЕМ РЕКВИЗИТАМИ ПЛАСТИКОВЫХ БАНКОВСКИХ КАРТ И ХИЩЕНИЕМ СРЕДСТВ С КАРТ-СЧЕТОВ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материал подготовлен
управлением Следственного комитета Республики Беларусь
по Гродненской области
Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека, что порождает и новые виды преступной деятельности. Во всем мире сложилась тенденция, когда методы совершения киберпреступлений постоянно совершенствуются и видоизменяются и зачастую опережают развитие систем защиты.
Посредством глобальной компьютерной сети Интернет стали возможными факты вымогательств, мошенничеств, распространения наркотиков и детской порнографии, груминг, кибербуллинг и кибертерроризм, фишинг, вишинг.
Мишенью киберпреступников становятся информационные ресурсы, принадлежащие банковскому сектору, государственным органам и коммерческим организациям, а также конфиденциальная информация, персональные данные и имущество граждан.
Расширение в республике сферы внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) обусловило рост числа угроз и противоправных деяний в области информационной и финансовой безопасности.
Несмотря на принимаемые меры, на протяжении нескольких последних лет наблюдается устойчивый рост количества регистрируемых киберпреступлений.
Изощренность преступников, постоянное совершенствование методов и способов преступной деятельности одновременно с низкой цифровой и финансовой грамотностью населения, недостаточным уровнем систем защиты влекут лавинообразный рост числа регистрируемых хищений с использованием компьютерной техники (статья 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК)).
Число зарегистрированных таких хищений в 2020 году (2 466) почти в 4 раза превысило уровень 2019 года (618), что составляет более 90 % от общего количества преступлений в сфере высоких технологий. Причиненный ущерб составил 1 527 371 рубль (ущерб за весь 2019 год - 346 453 рубля). За два месяца 2021 года зарегистрировано уже 447 указанных преступлений с размером ущерба 409 628 рублей.
Отмеченный общий рост числа регистрируемых преступлений, предусмотренных статьей 212 УК, обусловлен увеличением таковых, совершенных посредством глобальной сети Интернет и ИКТ.
Информация о способах совершения хищений с использованием компьютерной техники согласно сведениям Единого государственного банка данных о правонарушениях приведена в таблице:
Способ совершения хищения (ст.212 УК) |
2019 |
2020 |
2 мес. 2021 |
Посредством завладения реквизитами доступа и (или) несанкционированного доступа к ресурсам |
368 |
1841 |
357 |
Посредством приобретения товаров в Интернете и (или) оплаты услуг |
22 |
61 |
5 |
Посредством найденной (украденной) БПК |
90 |
169 |
33 |
Путем использования вредоносных программ и (или) модификации компьютерной информации |
18 |
117 |
18 |
Иной способ совершения |
120 |
278 |
34 |
Общий итог |
618 |
2466 |
447 |
Большинство указанных хищений совершено с использованием переданных держателями реквизитов банковских пластиковых карт (далее – БПК), в частности - трехзначного защитного кода (CVV2/CVC2 кода проверки подлинности банковской карты).
Преступному воздействию посредством глобальной компьютерной сети Интернет преимущественно подвергаются информационные ресурсы, принадлежащие банковскому сектору, государственным органам
и коммерческим организациям, а также конфиденциальная информация
и персональные данные граждан.
При этом меры технической защиты доступа к банковским счетам успешно преодолеваются приемами «социальной инженерии», когда введенные в заблуждение о правильности своих действий клиенты банков предоставляют злоумышленникам реквизиты доступа к своим счетам, что приводит к хищению денежных средств.
Наиболее распространенными способами совершения таких преступлений в настоящее время являются хищения денежных средств граждан, разместивших объявления на торговых интернет-площадках (фишинг), посредством несанкционированного доступа к учетным записям в социальных сетях, а также с использованием реквизитов банковских платежных карточек, полученных в ходе звонков гражданам под видом сотрудника банка, правоохранительного органа (вишинг).
Фишинг – вид Интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным владельца банковской карты. Это достигается путем проведения рассылок
СМС-сообщений/электронных писем от имени популярных брендов, внутри различных сервисов и социальных сетей, а также от имени банка.
Одна из наиболее распространенных схем фишинга на территории Республики Беларусь связана с Интернет-ресурсом «Kufar.by». Злоумышленник под предлогом приобретения товара осуществляет переписку, как правило в мессенджере «Viber», в ходе которой отправляет сообщение, содержащее ссылку с адресом фейкового Интернет-ресурса, сходного по содержанию с сайтом одной из служб доставки товара, созданного преступником специально для завладения конфиденциальными данными банковской платежной карты потерпевшего. Пользователь Интернет-ресурса «Kufar.by», думая, что вводит сведения для получения денежных средств за свой товар, предоставляет тем самым злоумышленнику все необходимые платежные данные по карте.
Вишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого, как и фишинга, является получение доступа к конфиденциальным данным владельца карты. Основное отличие – использование телефонной связи.
Как правило, мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Далее схема мошенничества развивается по нескольким сценариям:
- мошенники выманивают платежные данные карты (16-значный номер, имя владельца, срок действия и трехзначный код на обратной стороне, а также код из СМС от банка) либо обманом узнают данные для входа в личный кабинет;
- мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты – им оказывается программа удаленного доступа и управления (TeamViewer, AnyDesk, RMS, RDP, Radmin, Ammyy Admin, AeroAdmin), с помощью которой можно зайти в личный кабинет онлайн-банка жертвы и перевести оттуда деньги на свой счет;
- во время звонка мошенники убеждают своих жертв снять деньги в банкомате и зачислить их на специальный счет для «спасения средств».
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет.
Еще одним способом завладения денежными средствами держателей банковских карт является информирование последних посредством сети Интернет о выигрыше крупной суммы денежных средств. В ходе переписки злоумышленники, под предлогом перечисления выигрыша на банковскую карту, предлагают пройти процедуру регистрации на сайте, где держатель банковской карты указывает фамилию, имя и отчество, а также мобильный телефон. Затем запрашиваются реквизиты банковской карты, на которую якобы будет перечисляться выигрыш.
Мошенники также могут обещать интернет-пользователю крупную сумму выигрыша или выплаты, но перед этим просят заплатить небольшую «комиссию» либо осуществить «закрепительный платеж».
Помимо этого, до настоящего времени злоумышленники совершают хищения денежных средств со счетов пользователей социальных сетей, с которыми они вступили в переписку и последние под воздействием обмана, добровольно предоставили сведения о своей банковской платежной карте либо произвели перечисление денежных средств на подконтрольный преступнику счет.
Потерпевшими от названных уголовно-наказуемых деяний являются все слои населения. В 2020 году их количество составило 2 482 человека, из которых 1 759 женщин и 723 мужчины (за 2 месяца 2021 года – 448, среди которых 287 женщин и 161 мужчина).
Возраст потерпевших от хищений с использованием компьютерной техники составил:
- менее 30 лет – 617 или 24,9% (за 2 месяца 2021 г. – 77 или 17,2%);
- от 30 до 45 лет – 970 или 39,1% (149 или 33,3%);
- от 45 до 60 лет – 569 или 22,9% (137 или 30,6%);
- свыше 60 лет – 326 или 13,1% (85 или 19%).
По социальному положению наибольшее количество потерпевших относятся к следующим группам:
- рабочие – 860 или 34,6% (за 2 месяца 2021 г. – 179 или 39,9%);
- временно не работают и не учатся – 512 или 20,6% (61 или 13,6%);
- пенсионеры – 326 или 13,1% (72 или 16,0%);
- в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет – 254 или 10,2% (30 или 6,6%);
- работники культуры, науки, медицины и образования – 271 или 10,9% (49 или 10,9%);
- служащие – 162 или 6,5% (29 или 6,4%).
По образовательному уровню наибольшее количество потерпевших в 2020 году имели средне-специальное (1 072 или 43,1%) и высшее (987 или 39,7%) образование. Сохранилась данная тенденция и в текущем году, за 2 месяца которого 186 (41,5%) потерпевших имели средне-специальное и 159 (35,4%) высшее образование.
Обращают на себя внимание неединичные факты, когда потерпевшими выступают сотрудники банковских учреждений, а также иные работники различных организаций и предприятий, имеющие, в том числе, специальное экономическое и финансовое образование, обладающие достаточным уровнем знаний, позволяющим исключить передачу посторонним лицам реквизитов своих банковских пластиковых карт.
Например, среди лиц, пострадавших от хищений с использованием компьютерной техники, в 4-м квартале прошлого и за 2 месяца текущего года имелись банковские работники, сотрудники контрольно-ревизионного управления министерства финансов по Гродненской области, финансового отдела Гродненского райисполкома, лица из числа руководителей, а также бухгалтерских работников различных предприятий, учреждений и организаций, кроме того менеджер по информационным технологиям одной из организаций частной формы собственности.
Практика расследования подразделениями Следственного комитета уголовных дел о хищениях денежных средств с банковских счетов граждан Республики Беларусь свидетельствует о том, что основной причиной их совершения является низкий уровень цифровой и финансовой грамотности потерпевших.
В таких условиях внедряемые банками системы и онлайн-приложения с предусмотренной аутентификацией доступа к банковскому счету не в полной мере обеспечивают защиту клиентов банков от хищения денежных средств с банковских счетов.
Меры технической защиты доступа к банковскому счету успешно преодолеваются приемами «социальной инженерии», когда введенные в заблуждение о правильности своих действий клиенты банка передают злоумышленникам реквизиты доступа к своим счетам, что приводит к хищению денежных средств. Завладение реквизитами доступа к банковским счетам граждан в результате использования методов «социальной инженерии» является условием совершения большей части регистрируемых хищений денежных средств с банковских счетов.
Преступления рассматриваемой категории характеризуются высокой степенью латентности, что обусловлено использованием злоумышленниками различного программного обеспечения для сокрытия в сети Интернет своих личных данных и использованием оформленных на подставных лиц, либо приобретенных в сети Интернет аккаунтов, банковских счетов (электронных кошельков, балансовых номеров телефонов), и, как следствие, крайне низкой раскрываемостью.
Ввиду изложенного, основным способом противодействия совершению рассматриваемых деяний, наряду с иными, является осуществление мероприятий профилактического характера по повышению цифровой и финансовой грамотности граждан, а также внедрение банковскими учреждениями республики механизмов мониторинга и предотвращения несанкционированных операций.