Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Сценарии мероприятий, уроков

Дата: 22 сентября 2017 в 10:25, Обновлено 1 марта в 10:02

Интерактивная экскурсия

« Мир вещей, мир людей».

       цель: дать информацию о предметах крестьянского быта. Понять образ жизни, по образному выражению Ю. М. Лотмана « увидеть историю в зеркале быта».

Тихо звучит народная музыка.

     Ведущий 1. Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно представить. Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер. Давайте присмотримся к предметам, окружающим нас. Проследим за предметами, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.

     Ведущий 2. Многие сейчас живут в многоэтажных домах. Такие многоэтажные дома стали строить всего каких – нибудь 100 с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные дома строили только самые богатые люди. Раньше не говорили «дом», а говорили «изба» - теплая половина дома с печью ( название происходит от слова «истопка», «истопить»).

     Ведущий 1. Что нужно было устроить в доме прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

                                   Зимой много ест, летом много спит,

                                   Тело теплое, крови нет,

                                   Сесть на нее сядешь, а не везет. ( Печь)

     Печь играла в доме главную роль. В старину даже поговорка была: « Плясать от печки», т.е. начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных, в печке мылись.

     С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой, душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или « дедушкой». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность этого духа – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом люди первой запускали кошку? Потому что Домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

     Если заболевал ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения от любых болезней считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца, которого на время засовывали в протопленную, неостаточно остывшую печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба- Яга с Иванушкой.

     В заключение свадебного пира в печь бросали пустой горшок, говоря: « Сколько черепья, столько молодых ребят»

     Ведущий 2. По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было святое место в избе – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». В Красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый  последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в Красном углу.  Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла « красный» означает « красивый», « хороший» и « светлый». В Красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

     Ведущий 1. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы, инструменты, обувь и прочее.

     Ведущий 2. Кроме лавок спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19- начале 20 века полати почти исчезли, их стали заменять кровати.

     Ведущий 1. Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков измеряли достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Вот и вся основная мебель.

     Ведущий 2. Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. По словам В.И. Даля,  «утварь» - это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

     Ведущий 1. Я хочу загадать вам загадку.

                              Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

                              Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват)

     Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – « похож на рога коровы». Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

     Кроме бытового значения, ухват использовали и в обрядовых действиях. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

     Ведущий 2. А вот еще одна загадка.

                          Черный конь скачет в огонь. ( Кочерга)

     Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Приспособление для размешивания углей в печи.

    Она так же использовалась в обрядовых действиях. Кочергу использовали для обведения магического круга, внутри которого считали себя защищенными от нечистой силы. Ее клали на порог, прежде чем выгнать коров в поле, в Егорьев день (6 мая), чтобы коровы не болели и давали много молока, и многое другое.

     Ведущий 1. Какое интересное название – Чугунок! Это сосуд из чугуна – углеродистого железа. Это сосуд для приготовления пищи в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту появился, вероятно, в начале 20 века.

     Ведущий 2. Повседневная жизнь начиналась с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками. Первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить ее к весне, к началу нового хозяйственного цикла.

     Ученые пишут, что наши прабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того чтобы спрясть нитки из одного пуда ( т.е. из 16, 3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Это событие сопровождалось магическим обрядом. Один из них: мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти.  « Непряха», «неткаха» - были крайне обидные прозвища. Шить и вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

     Отгадайте загадку:

                        Пляшу по горнице с работою моею,

                        Чем больше верчусь, тем больше толстею. ( Веретено)

     Вот элемент прялки – веретено, что означает « вертящая палочка». Вспомним сказку Ш. Перро « Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет. Затем появилась более совершенная прялка для ручного прядения, приводимая в движение педалью. Именно с тех времен бытует выражение « связать судьбу» с кем – то или с чем – то. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь « прививала» к нему его Долю – маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

     Ведущий 1. Затем из нитей начинали ткать полотно. Ткали на домашних станках. Вот челнок – одна из деталей этого станка. Для того, чтобы в одиночку соткать за 6 месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за станком по 12 – 15 часов в день.

     Ведущий 2. А сейчас отгадайте такую загадку:

                            То назад, то вперед, ходит – бродит пароход.

                            Остановишь – горе: продырявит море. ( Утюг)

     Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду. Скорей всего. Первым « утюгом» был плоский камень, очень тяжелый. Одежду расстилали на какой – нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, оставляли до тех пор, пока она не разглаживалась. Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы гладить шелк.

     А на у нас был другой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой « утюг» рубель. В 17 веке кому – то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два. Одним гладили, другой нагревался. Затем появился « угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.

     Ведущий 1. А вот еще одна загадка.

                          В лыковом корытце живое мясо шевелится. ( Лапти)

                          В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер. ( Лапти)

     Ведущий 2. Основной обувью в будни и праздники были лапти. Это плетеная обувь из лыка ( липового или бересты). Отсюда и выражение « ободрать как липку» Вплоть до 19 века лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально « между делом».

     Не зря про крепко напившегося человека сейчас говорят, что он, мол, « лыка не вяжет», т. е. не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за 3.

     Ведущий 1. Кто отгадает такую загадку?

                          Висит баба на грядках, вся в заплатках,

                         Заплатка на заплатке, а дырье не зашить ( Корзина)

     Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзины изготавливали из пласта коры, плетеные из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей, они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без. Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывали вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.

     Ведущий 2. Как только начинает темнеть, в домах и на улицах зажигаются огни. Кто назовет самое первое освещение помещения человеком? Наверно, это произошло, когда первобытный человек научился добывать огонь. И разжигал костер в пещере для приготовления пищи, тепла и освещения. Потом, очевидно, появилась лучина. Вплоть до конца 19 века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, затем щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцем называли подставку с железным зажимом. И обязательно под горящую лучину ставили емкость с водой.

     Ведущий 1. А кто отгадает такую загадку?

                        Тело бело, душа льняная, маковка золотая. ( Свеча)

     На смену лучине пришла свеча. Свечи изготавливали двух типов: сальные и восковые. Свечное освещение в деревне было доступно не для всех, а для зажиточных хозяйств. Поэтому свечи зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Из сала одного быка можно было отлить около 100 свечей. Свечи устанавливали в подсвечник. Это прибор для установки свечи. Они имели разнообразные формы и размеры, зависящие от того, на сколько и каких свечей рассчитаны. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу.

     Ведущий 2. Человек постоянно что – то изобретает. Отгадайте такую загадку:

                           Синее море, стеклянные берега,

                           Плавает утка, горит голова. ( Лампа керосиновая)

     Керосиновое освещение стало распространяться в деревнях с середины 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фителек.

     Ведущий 1. Отгадайте загадку:

                           Дом – стеклянный пузырек,

                           И живет в нем огонек!

                           Днем он спит, а как проснется,

                           Ярким пламенем зажжется. ( Лампочка)

     В 1872 – 1873 г.г. русский ученый инженер Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампочку. Она горела всего лишь полчаса. В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга

Разработала  Слуцкая В.А.

                               Экскурсия “Наша школа вчера и сегодня”  

1Здравстсвуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас в средней школе №1 г.п. Россь и приглашаем  на экскурсию по нашему учебному заведению.

2Датой рождения нашей школы (с официально дошедших до нас документов) считается 20 марта 1920 г. Именно тогда местная власть постановила открыть школу в уцелевших после Первой мировой войны зданиях, сделавши там ремонт.

1С 1920 по 1939г. действовала польская школа имени Юзефа Пилсудского. Занятия проводились в 2 смены, так как это здание не вмещало всех учащихся, для 2 классов арендовали помещение в жилом доме, владельцем которого был человек по фамилии Сирота,за что этот дом и сегодня называют «сиротским».

2В 1937 г. в Росской школе работало 10 учителей и 484 ученика получали знания. По вероисповеданию ученический коллектив  составляли 227 католиков, 200 православных, 57 иудеев. Сохранилась фотография (оригинал) выпуска учащихся школы 1939г.

1В Великую Отечественную войну школа не работала.Занятия возобновились только в 1944 г.Проходили они в основном в здании, где сегодня находится УПК. Сохранилась книга приказов от 1946 г.Приказ по школе от 1 сентября 1946г. свидетельствует о том, что в ней было 18 классов с 1 по8-ой .В 2-ух классах обучение велось на русском языке.

2В 1958 г. усилиями учителей , учеников  и их родителей к существовавшему зданию было достроено двухэтажное здание с классными комнатами, спортзалом, а подвальное помещение было переоборудовано  в мастерскую. В то время был разбит школьный сквер и заложен плодовый сад. Из воспоминаний учителя Мельниковой Валентины Ивановны «Когда вошли в новое здание, то мой класс, который также принимал участие в строительстве, разулся. Ученики выставили в ряд обувь к стенке, а сами сели за парты в носках. Так берегли школу!»

1В 1975 г. по проекту выпускника нашей школы Могильницкого Георгия Аркадьевича было построено новое здание школы, куда с сентября и до конца учебного года спешат ученики на урок и по сегодняшний день.Надо сказать,что в 1975 г. аналогов нашей школы не было даже в республике. Её экспонат выдвигали на районные выставки. На выставке достижений народного хозяйства экспонат продержался целый год.

2Частью истории нашей школы является история школы юного лётчика Начала она свою работу 1 октября 1986 года. Создана была при войсковой  части номер 35444. Возглавлял её тогда Диденко Юрий Егорович. Затем  Иван Андреевич Полухин. Занятия проводились и в школе, и на тренажерах, и на спортплощадках, и на плацу.

1Программа школы была рассчитана на 2 года. Главной её задачей являлась:подготовка к службе в вооружённых силах учащихся старших классов общеобразовательной школы допризывного возраста к поступлению в военные учебные заведения.

2 В школе юных лётчиков свято хранились боевые традиции воинов полка, располагавшегося в Росси. Ребята участвовали в акциях,парадах, возложениях гирлянд славы на могилы погибших воинов, ухаживали за памятниками и могилами.

1Действовали курсанты по принципу фронтового девиза: «Сам погибай, а товарища выручай». Курсантам прививались чувства войскового товарищества, взаимной выручки, патриотизма и беспредельной преданности своей Родине.

2На школу приходили благодарственные письма за отличные успехи ребят в воинской подготовке. Вы видите одно из таких писем: «Дорогие товарищи, рады вам сообщить, что воспитанник вашей школы Алексеев Владимир Александрович окончил Черниговское высшее военное авиационное училище. За время обучения стал зрелым и закалённым воином. В этом большая заслуга преподавателей. Вы можете по праву гордиться успехами своего выпускника»

1. Существует утверждение: от руководителя зависит в коллективе всё. Росской школе в этом отношении повезло: все педагоги, стоявшие во главе коллектива на протяжении её 97-летней истории - Личности. Капитанами школьного корабля были разные люди, но всех их отличала огромная любовь к детям, преданность своему делу и большая ответственность на этом посту. На стенде вы видите фото и фамилии директоров школы в хронологическом порядке. Хочется сказать, что нынешний начальник Волковысского управления образования Газизова Татьяна Александровна также возглавляла нашу школу с 2012 по 2014 годы. С 2014 и по сегодняшний день –директором является Муравская Татьяна Николаевна.

2 Сохранились воспоминания выпускников о директорах школы Вот, например воспоминания о  Пугач Зинаиде Иосифовне: «Все хотят учиться. Тяга к учебе фанатична. Учителя в основном женщины и директор тоже. Она приезжает в школу на рысаке, запряженном в пролетку. Женщина энергичная. На переменах и на уроках тишина. Курящих нет. Учитель святой человек. Учили нас хорошо. За это всем низкий поклон!»

1Кулешов Митрофан Васильевич летом 1949 года  был направлен на работу в РосскуюСШ директором, а 7 февраля 1950 года его  не стало. Сказались два года, проведенных в концлагере. Похоронен Митрофан Васильевич  в Росси. Мы поддерживаем связь с его дочерью Кулешовой Аллой Митрофановной, которая проживает в Гродно.

2Интересные воспоминания сохранились о Зайцеве Василии Семеновиче: «Честный, порядочный, добрый человек. Историк. Запомнился безупречностью не только в делах, но и во внешнем виде (всегда в школу приходил в белом костюме). Огромного труда стоило ему наладить дисциплину в послевоенные годы в разновозрастном ученическом коллективе. На школьных вечерах было обязательным присутствие всего педагогического коллектива.Запомнилась история о первом золотом медалисте школы 1952 года выпуска. Колишевич Олег шел на золотую медаль, однако в сталинские времена ни медали, ни ВУЗа ему было бы не видать по той причине, что дедушка - священник, а отец после войны остался жить в Англии. Олег пришёл посоветоваться к Василию Семёновичу: может быть публично через газету отречься от родных? Директор дал верный совет: не поступаться со своей совестью. У Олега в будущем всё сложилось хорошо».

1. Мельников Михаил Ануфриевич возглавлял школу 20 лет. Это под его руководством усилиями педагогов, учащихся и их родителей было достроено здание школы. На стенде вы видите грамоту от 1959 года.(тект грамоты)

2. В 1959 году Михаил Ануфриевич принимал также участие в 5 – ых областных «Педагогических чтениях» с докладом «Опыт строительства школы силами учеников» и был награжден похвальной грамотой и сборником сочинений А.С.Макаренко. (показать книги)

Долголетний плодотворный труд не остался незамеченным. Михаил Ануфриевич Мельников имеет большое количество наград. В 1960 году получил звание и нагрудный знак «Отличник народного образования». Ребята объединения по интересам «Мой город», «Краеведение» поддерживают связь с его дочерью Мельниковой Людмилой Михайловной, которая проживает в Волковыске и сыном Мельниковым Владимиром Михайловичем, который проживает в городе Владимир.

                

1Якута Павла Павловича помнят как очень сильного и целеустремленного человека. В коллективе Павла Павловича уважали и даже немного побаивались. Он держал своё слово и пользовался большим авторитетом среди учителей. Успехи школы для него были всегда на первом месте. В те годы была введена кабинетная система. Его жена, Анна Ульяновна, занималась озеленением новой школы. Особенно хорош был зеленый уголок напротив гардероба».

2    Сцецевич Тамара Григорьевна «Строгая и добрая, требовательная и великодушная, всегда всё и всех понимающая.Эта мудрая женщина покоряла нас не только своим интеллектом, но и манерами, стилем.  Элегантная, статная, уверенная в себе     и своём коллективе. Мы гордились и гордимся своим директором»- так вспоминают её выпускники 2000года

1 Караченцев Андрей Алексадрович  так говорил о школе «Наша школа  такая благодаря тому, что мы используем опыт ветеранов педагогического труда, поддерживаем и поощряем начинания и инициативу творческих педагогов, зажигаем огонёк добра, тепла, таланта в душе каждого ученика, взаимодействуем с родителями, сотрудничаем с общественностью, с нетерпением ждём на вечера встречи и с радостью встречаем всех выпускников Росской школы №1».

2  Газизова Татьяна Александровна размышляет о профессии учителя: «Работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования, её значение для формирования и развития общества невозможно переоценить. Труд учителей и преподавателей заслуживает глубокого признания и благодарности.  К сожалению, престиж профессии падает. Но  школа по-прежнему держится на учителях, которые пришли сюда по призванию, любят детей и, несмотря ни на что, «сеют разумное, доброе, вечное».

1. Выпускники Росской школы… Где они сейчас? Кто они сейчас?

Если отвечать на первый вопрос, то, как свидетельствует журнал регистрации выпускников на вечерах встречи, – во всём мире. Нет континента, где бы ни жили наши выпускники.

2 Ответ на второй вопрос  подскажет наш школьный музей.

ВИТОЛЬД КАРПЫЗА - выпускник 1930 года 1936-1945 учительствовал в Росси. Много времени молодой учитель посвящал искусству, особенно графике, рисуя карандашом, пером, тушью. В результате многолетней научно-исследовательской  и краеведческой работы написал 27 томов рукописей о истории Волковыска и округи, а также около 300 рисунков архитектурных и  историко-культурных памятников Волковыщины. Увидели свет статьи  В.Карпызы  о Росси, Волпе, Изабелине.

 1.ДЗЯВГО АЛЬБЕРТ КАЗИМИРОВИЧ – выпускник 1950 года.( книга с его статьёй) Его воспоминания о школе:«Выпускал нас в жизнь директор, наш классный руководитель А. Иванов. Прощальный выпускной вечер. Разлетелись мы в разные стороны, сохранив в душе тёплые воспоминания о школе, давшей нам путёвку в жизнь. Известно, что личность человека формируется на школьной скамье, и формируют ее семья и педагоги. Учили нас хорошо. За это всему коллективу школы низкий поклон.  При поступлении в Ленинградский Военно – Механический институт я успешно сдал 7 вступительных экзаменов и не чувствовал себя ущербным в сравнении с выпускниками ленинградских школ» Альберт Казимирович Дзявго дважды, в 1979 и 1990 г.г.  удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, а с 1995 года является академическим советником Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

2 Михаил Владимирович Веретило – выпускник 1954 года. Краевед, принимал участие в раскопках шахт первобытного человека в посёлке Красносельском. Он и поэт и нумизмат и знаток народной медицины и художник.  Как сказал о нём кандидат исторических наук Михаил Чернявский: «золотые руки». Михась Вератила, как называет себя он сам, является частым гостем нашего музея.

1ВОРОПАЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ – выпускник 1960 года

Окончил Росскую школу с золотой медалью и поступил в Ленинградский политехнический институт. В 1966 году начал свою трудовую деятельность в институте систем энергетики Сибирского отделения Российской академии наук. В институте он последовательно прошёл путь от инженера до директора. Он является автором более 250 работ, в том числе 17 монографий, которые широко известны как в России,так и за рубежом. Николай Иванович – лауреат Государственной премии СССР 1986 года и премии Правительства РФ 1999 года в области науки и техники, заслуженный деятель Российской науки. Каждый год Николай Иванович приезжает на родину и обязательно наведывается в свою школу.

1  Волкова Валентина Владимировна – выпускница 1966 года. Художник в различных жанрах. Персональные выставки проходили Волковыске, Мостах, Слониме, Гродно, Гудевичах. В  2004 году ею написана икона для Красносельского храма. В нашем музее  вы видите её картины, подаренные школе.

2. Руководящими работниками в сельскохозяйственной отрасли стали:

Зинкевич Анатолий Михайлович, Трайгель Виктор Витальевич, Пыжик Виктор Семёнович Бычек Сергей Николаевич Пыжик Виктор Викторович, Зубко Игорь Григорьевич.

1Руководителями трудовых коллективов:стали Зинкевич Анатолий Михайлович – с 1995 по 1998 председатель Волковысского райисполкома, Данещик Юрий Евгеньевич – 22 года работал генеральным директором «Красносельскцементношифер», почётный гражданин Волковысского района, Олег Грабовский – руководитель республиканского эндокринологического центра, Юрий Кузнецов – вице-президент «Белвнешэкономбанка», Носко Виталий Александрович – директор известкового завода

1 Занимаются научной деятельностью:

Пётр Матус -  доктор математических наук, профессор, Виктор Житкевич – кандидат математических наук, Владимир Мельников – кандидат технических наук, Жанна Пукель- кандидат химических наук

Виталий Лапа – заместитель директора НИИ агрохимии и почвоведения, Евгений Анисько – кандидат сельскохозяйственных наук

2  Журналистика и литература стали профессией у Мазур Тамары Михайловны. Она Член Союза белорусских писателей, в 2014 году  стала лауреатом премии имени Алексанра Дубко в номинации «Писатель года», Игнатович Тамара Константиновна –  ветеран педагогического труда, поэтесса, Добрыдень Инна Николаевна – главный редактор газеты Гродненского университета имени Я.Купалы. 1 И многие другие выпускники, которые являются гордостью не только нашей школы, но и своей страны.

2 Сегодня в нашей школе занимается 281 учащийся, работает 41 педагог .В последнее время наша школа укрепляет свою спортивную базу, работают спортивные секции, объединения по интересам различных направлений. Учащиеся принимают активное участие не только в районных, но и республиканских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, проектах, играх, от туда они привозят призы, грамоты, похвальные листы, в чём можно убедиться, рассматривая витрину с нашими достижениями.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.