Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

2017 - Год науки

Дата: 2 февраля 2017 в 09:18, Обновлено 4 августа 2017 в 21:44

В Беларуси 2017 год объявлен Годом науки

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ
"Об объявлении 2017 года Годом науки"
Основной целью данного решения является повышение роли науки в выполнении задач социально-экономического развития страны, создание благоприятных условий для сохранения и развития научного потенциала, формирование международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала. В ближайшее время будет разработан и утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2017 году Года науки. Реализация этих мероприятий будет способствовать развитию отечественных научных школ, вузовской и отраслевой науки для обеспечения устойчивого экономического роста страны, приумножению научного потенциала Беларуси, поддержке творчески мыслящих молодых ученых и специалистов, их патриотическому воспитанию.

Гродненская область

Волковысский район

ПЛАН

мероприятий по проведению в 2017 году Года науки в СШ № 1 г.п. Россь

п/п

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственные исполнители

Информационное обеспечение Года науки

1.

Размещение на сайте  учреждения образования  баннера  о мероприятиях, посвященных Году науки

январь - февраль

Борькин В.М.

Научно-практические мероприятия

1.

Участие в районном  этапе республиканского конкурса проектно-исследовательской работы «Выхаванне на аснове традыцый беларускага народа. Беларуская народная цацка»

январь

Мойсевич А.В.

2.

Участие в районном открытом конкурсе (конференции) работ исследовательского характера “Шаги в науку - 2017”

февраль

Козуля Г.С.

3.

Участие в районном  этапе республиканского конкурса детских научно-практических проектов эколого-биологической направленности «Прозрачные волны Нарочи»

февраль

Дорожко О.М.

4.

Участие в малой  исследовательской  конференции  “Мир наших открытий”

март

Давыденко Ж.М.

5.

Участие в районной научно-практической  конференции “Край Гарадзенскі”

март

Слуцкая В.А.

6.

Участие в районном  конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся

ноябрь

Дорожко О.М.

Поддержка интеллектуальной активности, выявление высокомотивированных  и одаренных учащихся

1.

Участие учащихся в 1,2 этапы  республиканской олимпиады по учебным предметам

октябрь - ноябрь

Давыденко Ж.М.

2.

Участие учащихся в 3, 4 этапах республиканской олимпиады, областной олимпиаде по учебным предметам

январь, март, апрель

Давыденко Ж.М.

3.

Школьный,  районный  этапы областной олимпиады по учебным предметам для учащихся второй ступени общего среднего образования

март - апрель

Давыденко Ж.М.

4.

Участие в районной  олимпиаде для учащихся I ступени общего среднего образования

март

Давыденко Ж.М.

5.

Конкурсе по физике «Зубренок - 2017»

январь

Давыденко Ж.М.

Пыжик Л.Е.

6.

Конкурс  по биологии «Синица»

январь

Давыденко Ж.М.

Дорожко О.М.

7.

Участие в районном  интеллектуальном  турнире для младших школьников  «Твои возможности»

январь

Давыденко Ж.М.

8.

Конкурс па беларускай мове “Буслік”

февраль

Давыденко Ж.М.

Польцына Е.Н.

9.

Акция «Пішы граматна па-беларуску» к Международному дню родного языка

февраль

Давыденко Ж.М.

Польцына Е.Н.

10.

Конкурсе «Кенгуру – 2017»

март

Давыденко Ж.М.

Борькие В.М.

11.

Участие в районной олимпиаде по учебному предмету «Черчение»

апрель

Давыднеко Ж.М.

Гаврилик Н.А.

12.

Участие в районной XVII олимпиаде «Школы точных наук» по математике для учащихся V – VIII классов

апрель

Давыденко Ж.М.

Рудник Л.В.

13.

Конкурс чтецов стихотворений «Шлях да зоркі»

апрель

Ильницкая Л.А.

14.

Конкурсе по иностранным языкам «Лингвистенок – 2017»

апрель

Давыденко ж.М.

Максимова Е.В.

15.

Оздоровление в  профильных оздоровительных лагерях  с круглосуточным пребыванием для одаренных и высокомотивированных учащихся:

«Импульс» (на базе вспомогательной школы -интернат);

«Территория RIFI» (на базе СШ № 2 г.п. Россь);

«Полиглот» (на базе Шиловичской СШ)

июнь-июль

июль

Давыденко Ж.М.

16.

Участие в районном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

сентябрь - октябрь

Слуцкая В.А.

17.

Турнир юных физиков

сентябрь - октябрь

Пыжик Л.Е.

18.

Участие в районном конкурсе  исследовательских работ «Тайна памятников»

сентябрь

Кузнецова И.С.

19.

Участие в 1 этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности учащихся X - XI классов

октябрь - ноябрь

Давыденко Ж.М.

20.

Дистанционная олимпиада по иностранным языкам для учащихся VIII – IX классов

октябрь

Вяжевич И.В.

21.

Конкурс по географии «Глобусенок»

октябрь

Давыденко Ж.М.

Веретило Ж.Ю.

22.

Участие в районном  конкурсе по разработке компьютерных игр патриотической направленности «Патриот.by»

октябрь

Борькие В.М.

23.

Конкурс «Колосок»

ноябрь

Давыденко Ж.М.

24.

Конкурс по химии «Белка»

ноябрь

Давыденко Ж.М.

Козуля Г.С.

25.

Участие в районном фестивале песни на иностранном языке «Интерфест - 2017»

ноябрь

Герасимюк Е.В.

26.

Участие в районном  интеллектуальном  турнире «Битва ораторов»

ноябрь

Иванчукова Л.Д.

27.

Участие в районном  конкурс «Энергомарафон – 2017»

ноябрь

Павлович И.Н.

28.

Конкурс по русскому языку “Журавлик”

ноябрь

Давыденко Ж.М.

Поддержка творческой активности, выявление талантливых и одаренных учащихся

1.

Участие в районном  конкурсе   по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»

январь

Павлович И.Н.

2.

Участие в районном конкурсе научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект»

февраль

Гаврилик Н.А.

3.

Участие в районном   этапе областного краеведческого форума «История в геральдике»

март

Кузнецова И.С.

4.

Участие в районном  конкурсе научно-технического творчества учащихся «Таланты XXI века»

март

Гаврилик Н.А.

5.

Участие в районном  этапе республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа»

март

Дорожко О.М.

6.

Участие в районном  интернет-конкурсе педагогических разработок по правовому воспитанию «Правовой вернисаж»

март

Павлович И.Н.

Научно-практические конференции 

Жыццёвы і творчы шлях Тамары Мазур як духоўная спадчына беларускай нацыянальнай культуры і мовы.

                                                          Аўтар: Строк Вікторыя Аляксандраўна,

                                                                       9 кл.

                                                      Кіраўнік: Слуцкая Валянціна Аляксандраўна,   

                                                                        настаўнік гісторыі і грамадазнаўства.

ЗМЕСТ

УСТУП………………………………………………………………..........................3

РАЗДЗЕЛ 1. БЕЛАРУСКАЯ  ПАЭТЭСА  ТАМАРА МАЗУР  –  ВЫПУСКНІЦА РОСКАЙ СЯРЭДНЯЙ ШКОЛЫ № 1………………………………………………5

  1. Жыццёвы шлях Тамары Міхайлаўны Мазур…………………………….……5
  2. “Душою і сэрцам паэтка”………………………………………………….……7

РАЗДЗЕЛ 2. ТВОРЧАСЦЬ ТАМАРЫ МІХАЙЛАЎНЫ МАЗУР – “ДУШАСХОВІШЧА БЕЛАРУСКАГА СЛОВА……………………….………...10

2.1   “Мала нарадзіцца беларусам, неабходна жыць як беларус”…………….…10

ЗАКЛЮЧЭННЕ…………………………………………………………………….13

СПІС ВЫКАРЫСТАНЫХ КРЫНІЦ………………………….…………………..15

ДАДАТАК……………………………………………………………….………… 16

УСТУП

2016 год быў абвешчаны Годам культуры. У  сучасным свеце культура ўздзейнічае на светапогляд чалавека,надае яму духоўнай сілы,моцы,энергіі. Мы жывем у вельмі зменлівы,хуткаплынны час. Гэта час пераўтварэнняў, імклівага абнаўлення жыцця,калі эмяняюцца погляды, стэарэтыпы і нават каштоўнасці. Нам, маладым, лёгка можна зблытацца, разгубіцца ў гэтым няпростым, парой нават жорсткім свеце. Бо часта натуральнае падмяняецца штучным, белае- чорным, сапраўднае- уяўным. Дзе тыя зярняткі праўды, якія прасвятляюць душу, надаюць моцы і веры? Як адшукаць тыя духоўныя арыенціры, якія нібы маякі, выкіруюць нас у сваю самастойную вандроўку па дарозе жыцця? Супярэчнасці, сумненні, пытанні…

У такі час душэўных роэдумаў лепшым выратавальнікам з’яўляецца добрая кніга. У моры прыгожага пісьменства мне больш па душы спадчына маёй зямлячкі Тамары Міхайлаўны Мазур, члена Саюза пісьменнікаў Беларусі, зараз гродзенскай паэтэсы, лаўрэата прэміі імя Аляксандра Дубко “За творчыя дасягненні ў сферы культуры” ў намінацыі “Пісьменнік года” Гродзенскай вобласці за 2014 год.(Дадатак 1)

Па- другое, Мазур(Баўтрукевіч) Тамара Міхайлаўна выпускніца маёй роднай сярэдняй школы № 1 гарадскога пасёлка Рось. Мы ганарымся тым, што такі таленавіты чалавек вучыўся ў нашай школе.

Рэспубліка Беларусь- краіна, дзе сфера культуры з’яўляецца адным з прыярытэтных напрамкаў дзяржаўнай палітыкі. Прэзідэнт Аляксандр Рыгоравіч Лукашэнка неаднаразова адзначаў, што “культура- гэта стратэгічны рэсурс нацыі, які прасвятляе  соцыум, садзейнічае светапогляду чалавека, яго шкале маральных крытэрыяў”   [4, эл.рэсурс ].

Захаванне, развіццё, распаўсюджанне беларускай нацыянальнай культуры і мовы з’яўляецца галоўным накірункам у гэтай галіне.

Рэспубліка Беларусь- маладая дзяржава, і ёй  неабходна прадоўжыць фарміраванне сваёй духоўнай спадчыны, якая ў далейшым будзе перададзена нашчадкам. Менавіта духоўная спадчына- наша каштоўнасць і найвялікшы набытак.

Мэта працы: даследаваць творчую дзейнасць Тамары Міхайлаўны Мазур як духоўную спадчыну беларускай нацыянальнай культуры і мовы.

Задачы:

  1. Пазнаёміцца з жыццёвым шляхам беларускай паэтэсы;
  2. Праз творчую дзейнасць Тамары Міхайлаўны Мазур паказаць сапраўднасць высокай паэзіі;
  3. Раскрыць грамадзянскую пазіцыю паэткі ў захаванні беларускай нацыянальнай культуры і мовы;
  4. даследавання: духоўная спадчына беларускай нацыянальнай культуры і мовы.

Аб’ект даследавання:творчая дзейнасць Мазур Тамары Міхайлаўны.

Крыніцамі напісання працы з’явіліся творчая спадчына Тамары Міхайлаўны, сустрэчы і размовы з ёй, а таксама матэрыялы інтэрнэт-рэсурсаў.

Практычная накіраванасць:

 Дадзены матэрыял выкарыстоўваецца ў школьным гісторыка- краязнаўчым музеі на экскурсіях, прысвечаных знакамітым выпускнікам школы па тэмах “Ведай нашых,” “Выпускнікі школы на карце свет,”  таксама магчыма выкарыстоўвання на ўроках гісторыі Беларусі па краязнаўстве: “Культура Беларусі на сучасным этапе,” а таксама на пазакласных мерапрыемствах, класных  і інфамацыйных гадзінах.

Раздзел 1. Беларуская паэтэса  Тамара Мазур – выпускніца Роскай сярэдняй школы № 1

  1. Жыццёвы шлях Тамары Міхайлаўны Мазур.

Перад намі- паэтэса з выключна беларускай душой, і выпадковасці ў тым няма. НарадзіласяТамара Міхайлаўна ў вёсцы Лазы Ваўкавыскага раёна Гродзенскай вобласці, як кажуць, у прынёманскім краі. Колькі паэтаў, мастакоў, кампазітараў натхняла гэта зямля!

“Усё на свеце выпадкова, апроч…чаго? Апроч бяроз, травы, сяброў,сяла, зямлі, дарогі той, што стала сэнсам, і асновай, і сутнасцю маё.” У словах лірычнай, шчымлівай мелодыі вядомай песні ўся мудрая існасць жыцця чалавечага. Роднае сяло, бацькоўскі кут, малая радзіма, першавытокі- найдаражэйшы духоўны набытак, над якім непадуладны час. “Бацькоўскі кут- краіна майго дзяцінства, самых светлых мар і парыванняў душы, які з цягам часу не цьмее, а становіцца ўсё больш мілейшым і даражэйшым,”-кажа Мазур Тамара Міхайлаўна.

Вучылася Тамара Михайлаўна ў беларускіх школах –Лазаўской і Дзятлаўскай, якіх, на жаль, ужо няма. І прыходзяць на ўспамін радкі: “Шумлівым роем кружацца малюнкі…Маёнтак- школа- дзятлавіцкі клад, і мы пасля заняткаў, склаўшы клункі, бяжым пасілкавацца ў “панскі” сад.”  У 1982 годзе закончыла Роскую сярэднюю школу. (Дадатак 2)

У бягучым годзе, чацвёртага лютага,  Мазур Тамара Міхайлаўна была на юбілейнай сустрэчы  выпускнікоў, якія пакінулі сцены Роскай школы 35 гадоў таму назад. На пытанне: ”Чаму Вас навучыла школа?” Тамара Міхайлаўна адказала :” Я вельмі ўдзячна Роскай школе за тое, што дала мне пуцёўку ў дарослае жыццё, навучыла разважаць, мець асабістую думку.”

Але лёс чалавечы такі непрадказальны, звілісты. Пасля няўдалай спробы паступіць на філалагічны факультэт Гродзенскага Дзяржаўнага універсітэта, Тамара Міхайлаўна  працавала вучаніцай лінатыпістыкі ў абласной друкарні. І міжволі выплаўляліся з металу пад час набору радочкі:”Стыне неба, як азерца, на прыціхлы лес глядзіць. Як тваё, матуля, сэрца ўсё яшчэ па нас баліць?”[2,с.33].

У гэтых радках і надзея, і вера, і спадзяванне… І лёс не адвярнуўся ад паэтэсы з такой чулай, даверлівай душою.

У 1984 годзе у сувязі з замуствам, Тамара Міхайлаўна пераязджае на радзіму мужа ў Мінскую вобласць, на Стаўбцоўшчыну. Працавала загадчыцай кнігарні ў вёсцы Вішнявец Стаўбцоўскага раёна. Кіравала літаратурным аб’яднаннем “Аўтограф” пры Стаўбцоўскім аддзеле культуры.

У 1989 годзе завочна закончыла Мінскі кааператыўны тэхнікум па спецыяльнасці “таваразнаўца кнігі,” а ў 1998 годзе- факультэт журналістыкі Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта.

З 1989 года Тамара Мазур працуе ў розных выданнях: карэспандэнтам Стаўбцоўскай раённай газеты “Прамень”, аглядальнікам і рэдактарам аддзела беларускай маладзёжнай газеты “Чырвоная змена,” адказным сакратаром “Центральной газеты,” намеснікам галоўнага рэдактара газеты “Переходный возраст,” рэдактарам аддзела маркетынга рэдакцыйна-выдавецкай установы “Літаратура і мастацтва.”

У 2003 годзе Тамара Мазур вярнулася на малую радзіму. Тут чатыры з паловай гады працавала рэдактарам аддзела маркетынгу і рэкламы ў Ваўкавыскай раённай газеце “Наш час.”

Дарагія вобразы зямлі ваўкавыскай увасобіліся ў паэтычным слове нашай таленавітай зямлячкі. “У горадзе Ваўкавыску спазнала зямную сутнасць. Мой лёс далікатнай рысай адзначыць сваю прысутнасць,”- прызнаецца ў вершы “Ваўкавычанка” паэтэса. А ў вершы “Ваўкавыя” зазначае: “Не звядзецца шлях да Ваўкавыска…Ваўкавыя, я з табой ізноў.”

У студзені 2008 года пераехала ў Гродна,дзе па сёння працуе рэдактарам аддзела рэкламы ў рэгіянальнай газеце “Перспектива.”

У 2010 годдзе паэма Тамары Мазур “Споведзь адной душы” трапіла ў кнігу “Женщины Гродненщины: прошлое, настоящее, будущее,” выдадзеную Гродзенскай раённай жаночай арганізацыяй “Недзея” грамадскага аб’яднання “Беларускі саюз жанчын” і аддзелам адукацыі Гродзенскага райвыканкама.

У 2014   годзе адбылася ўрачыстая прэзентацыя яе зборніка вершаў “Пакуль кахаю…”, за які ўдастоена прэміі імя Аляксандра Дубко.

Тамара Міхайлаўна не была прывязана да аднаго месца жыхарства, але і ў Стаўбцах, і ў Мінску, і ў Ваўкавыску, і ў Гродне заўсёды заставалася і застаецца вернай паэзіі і журналістыкі.

“Мастацтва слова- гэта такі божы дар, які даецца чалавеку зверху. Як добра гучыць слова “нябёсы.” Там, у прасторахнеба, няма беса, але ёсць пачатак,энергія,якая светлым полымем уздымае, закаляе дух чалавека, адрывае ад усяго нізкага, дробязнага. Не саромцеся шчырасці пачуцця, смялей выяўляйце яго, бо не пісаць- не хвалявацца, чэрствым каменем застацца, не пісаць- не клапаціцца, не спрачацца, не дзівіцца, не спяваць- дык гэта, урэшце, тое ж што не піць, не есці!”[2, с.18].

1.2 “Душою і сэрцам-паэтка”

Пісаць вершы Тамара Міхайлаўна Мазур, па тым часе Баўтрукевіч,  пачала яшчэ  ўшколе. Першы яе верш  быў надрукаваны ў газеце “Піянер Беларусі.” Гэта падлеткавае выданне скіравала яе да будучай прафесіі, узнагародзіўшы пуцёўкай у піянерскі лагер “Зубраня,”дзе былі арганізаваны заняткі ў “Школе юнага карэспандента.” (Дадатак 3)

У восьмым классе Тамара пачала выпісваць беларускую маладзёжную газету “Чырвоная змена,” куды стала адсылаць свае вершы. Яны трапілі ў рукі пісьменніка Алеся Масарэнкі. У першым лісце да юнай аўтаркі ён напісаў: “Душою і сэрцам Вы, безумоўна,-паэтка.” Праз дзясятак гадоў Тамара Мазур пазнаёміцца з Алесем Герасімавічам асабіста, стане актыўным удзельнікам масарэнкаўскай суполкі пры Доме літаратара ў Мінску і будзе лічыць яго хросным бацькам у літаратурным жыцці.

“Калі пагартаць падшыўкі рэспубліканскіх перыядычных выданняў, асабліва Беларускай маладзёжнай газеты “Чырвоная змена,” часопісаў “Маладосць” і “Першацвет,”- з канца васьмідзясятых да канца дзевяностых гадоў, то можна переканацца ў тым, што ў нашай зямлячкі быў свой зорны час. Тады пра яе так і казалі “Уварвалася ў беларускую літаратуру” [6, эл.рэсурс].

Тамара Міхайлаўна расказвае: “У 1993 годзе я ўдзельнічала ў семінары маладых  паэтаў Міншчыны “Нас слова Купалы да творчасці кліча.”Тады ўпершыню я задумалася над тым, каб аднесціся да паэтычнай творчасці сур’ёзна , з усёй адказнасцю і за змест і за форму верша.” У 1995 годзе ў серыі “Бібліятэка часопіса “Маладосць” была выдадзена мая кніга “Спакуса траўня,” з якой я годна ўвайшла ў літаратурны свет.”

А час для маладых беларускіх літаратараў выпаў складаны. Закрываліся беларускія выданні. Атрымаўшы ў 1998 годзе дыплом журналіста, Тамара Мазур фактычна застаецца без магчымасці працаваць па-беларуску.  Пабадзяўшыся па мінскіх рускамоўных газетах, яна прымае рашэнне вярнуцца на малую радзіму. І ў 2005 годзе разам з мясцовай паэтэсай ТамарайКашавой выдае кнігу “Ваўкавыск-радзіма Беларусі.” Куды ўключае сем паэм і дзясятак вершаў, адзін з якіх прысвячае Ваўкавыску:

Цяжкі шлях вяртання ў кут бацькоўскі

Голас продкаў кліча ў забыццё.

Як калісь, я змушана ізноўку

Мост масціць праз рэчышча жыцця.

Не звядзецца шлях да Ваўкавыска,

Кроў ваўкавычанаў – не віно.

Мудрасці ціхмянае калыска,

Я люблю, люблю цябе даўно[2, с.37].

У скарбонцы Тамары Мазур- падрыхтаваная да друку аўтарская серыя “Беларусачка,” якая складаецца з чатырох яе кніг “Спакуса траўня,” “Лабірынты,” “Лагода,” ”Жыву, пакуль кахаю…” (Дадатак 4)

Дзесьці каля двухсот вершаў Тамары Мазур былі надрукаваны ў розных рэспубліканскіх газетах і часопісах.

Талент Тамары Міхайлаўны Мазур, пісьменніца Ірына Шатыронак абазначыла як “сапраўдная высокая паэзія ў нацыянальнай літаратуры, каштоўны кладзезь…”[6, эл.рэсурс].

Раздзел2. Творчасць Тамары Міхайлаўны Мазур - “душасховішча беларускага слова”

2.1 “Мала нарадзіцца беларусам, неабходна жыць як беларус”

“Ды і што такое “я”?”- задае пытанне Тамара Міхайлаўна. І далей адказвае :”Унутры мяне знаходзіцца энергетычны зарад, ядро, падобнае на тое, што ўтрымліваюць планеты сонечнай сістэмы. Тут можна згадаць прыклад “Ванькі-ўстанькі.” Пакласці яго гарызантальна не дазваляе шарык-ядро, што знаходзіцца ўнутры. Дастаньце гэты шарык, і Ванька-ўстанька перастане адпавядаць сваёй сутнасці- зробіцца падатлівым. Так бывае і з чалавекам. Пакуль ён утрымлівае ўнутры сябе “ядро,” застаецца самім у сабе. Сіла ўнутры мяне- рэзерв маіх магчымасцяў, дараваных сусветам, часцінкай якога я з’яўляюся. Гэтай сілай мне хочацца падзяліцца праз свае вершы”[2, с.6].

Чырвонай нітачкай пранізваюць усе кнігі Тамары Міхайлаўны ўласныя жаночыя пачуцці. У кнізе “Спакуса траўня” лірычная гераіня- даверлівае дзяўчо, якое спачатку разгубліваецца “Пацалунку паверыла,” а потым свядома робіць выбар:

…Дзесьці ў покуці плача ліра

Ад нішчымнасці перасцярог

Не ствараю сабе куміра

Каб не трапіць у твой астрог [2, с.20].

Раман у вершах, менавіта так вызначыла Тамара Мазур жанр свайго паэтычнага твора “Лагода,”які адкрывае сапраўдную энцыклапедыю жаночай душы.

У вершах “Запавет сыну” Тамара Міхайлаўна нагадвае пра сутнасць беларускасці:

Больш жадаць нічога не бяруся.

Многа- без граху і без спакус,

Мала нарадзіцца беларусам,

Неабходна жыць як буларус [2, с.110].

У 2011 годзе Тамара  Міхайлаўна падрыхтавала да друку пазнавальную азбуку “Вучым літары па-беларуску.” (Дадатак 5) Кніга вершаў і размалёвак запрашае маленькіх чытачоў у захаплаючае падарожжа з беларускім алфавітам. Кожная літара – гэта адкрыццё, знаёмства з новымі словамі, ці замацаванне вядомых. Азбука раскрывае дзіўныя сакрэты беларускага алфавіта:

Аня з цацкамі гуляла,

Аўтар вершы сачыняла.

А як Аня падрасла

Аўтар кніжку ёй дала.

Гэта добрая чытанка:

Алфавіт і маляванка [3, с.4].

Вершы Тамары Міхайлаўны Мазур спадабаліся гродзенскаму кампазітару Яўгену Петрашэвічу, які напісаў на словы яе вершаў некалькі песень. У аснову твора “Добры дзень, горад мой” лёг верш “Фестываль у Гародні.” Льюцца мяккія гукі, кранае душу лірычная мелодыя песні…Словы песні – своеасаблівая споведзь душы. Цудоўна, калі гэта песня стане суправаджаць традыцыйны рэспубліканскі фестываль нацыянальных культур. А яшчэ паэтэса і кампазітар вераць, што загучыць на эстрадзе іх песня “Крыніца кахання” ды кране сэрцы шчырых беларусаў слаўнай мелодыяй “Мой край беларускі” з такімі словамі:

Зямля маіх продкаў,

Ты выжыць павінна.

За шчасце тваё на каленях малюся

Хоць сёння не ў модзе туга па Айчыне,

Ды я даручаю свой лёс Беларусі [2, с.124].

Мне і маім аднакласнікам пашчасціла зусім нядаўна сустрэцца з паэтэсай. “Тамара Міхайлаўна, -я першай уступаю ў размову,-мы ўганарованы Вашымі поспехамі, высокай ацэнкай грамадкасцю Вашых твораў, сочым за выхадам у свет кожнай  вашай кнігі. Што гэта? Імкненне не адстацьад часу, своеасаблівы спосаб самавыражэння ці яшчэшто- небудзь іншае?” “Для мяне кожная кніга- адметная прыступка на творчым шляху сталення, калі хочаце, выяўленне свайго паэтычнага “я,”свайго светапогляду,- кажа Тамара Міхайлаўна.

Пошук святла і святасці – нялёгкае душэўнае выпрабаванне. У душы Тамара Міхайлаўна ўсё тая “светлая дзяўчынка, якой хочацца бегчы за ветрам услед, не спыняючы гон…Ёсць сонца і неба! Урэшце ёсць вечнасць! Інакшай жыццё- толькі зманлівы сон”[2,с.30].

Калі выкройваецца вольная хвілінка, дарога Тамары Міхайлаўны вядзе ў родны бацькоўскі куток, які яе “заўсёды прытулак, а вёска- люстэрка жыццёвых падзей.”Любіць пабываць у роднай Роскай школе, у музеі якой створана экспазіцыя пра яе, паэтку з выключна беларускай душой.

“На вялікі жаль, сёння пра становішча з друкаваннем беларускіх кніг можна сказаць прымаўкай “Выратаванне тапельнікаў- у руках саміх тапельнікаў,-кажа Тамара Мазур.Можа я тану, пакуль што не маючы магчымасці выдаць свае кнігі вялікім тыражом. Але нават некалькі паэтычных зборнікаў могуць дайсці да шырокага кола чытачоў, калі будуць перадавацца з рук у рук.”

Эпіграфам саёй кнігі “Лабірынты” Тамара Міхайлаўна Мазур узяла словы Марыі Цвятаевай: “Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я поэт…Настанет свой черёд”[2, с.1].

ЗАКЛЮЧЭННЕ

Паэзію называюць “словесной музыкой” без якой немагчыма ўявіць навакольны свет, немагчыма ўявіць жыццё чалавека.

На жаль, паэзія не заўсёды ўспрымаецца адэкватна, з зацікаўленасцю, асабліва гэта адчуваецца зараз. Усяму віной- матэрыяльны светапогляд. Назіраецца аслабленне цікавасці не толькі да літаратуры, але ў цэлым духоўнай сферы.                            

Не выпадкова 2016 год быў абвешчаны Годам культуры. Указ Прэзідэнта аб абвяшчэнні 2016 гада годам культуры быў прыняты ў “мэтах інтэлектуальных і духоўных сіл грамадства для вырашэння захавання гісторыка-культурнай спадчыны, развіцця народных традыцый, выхавання любові да Айчыны, падтрымкі творчых ініцыятыў”[5,эл. рэсурс].

Жыццё і творчасць Тамары Міхайлаўны Мазур і ёсць тая духоўная спадчына беларускай нацыянальнай культуры і мовы.

Увесь яе прафесійны шлях звязаны з друкаваным словам- за наборным станком у друкарні, за прылаўкам у кніжнай краме, за пішучай машынкай і камп’ютарнай клавіятурай у рэдакцыях газет.

Безумоўна, вялікім дасягненнем для Тамары Міхайлаўны Мазур з’яўляецца тое, што ўбачыла свет яе кніга “Пакуль кахаю…” (Дадатак 6)

У зборнік увайшлі лепшыя вершы, напісаныя паэтэсай у розныя перыяды жыцця. У іх – павышаная пачуццёвасць гераіні на звілістым шляху да шчасця, асабістае жыццё цесна пераплятаецца з грамадскім, падсумоўваюцца жыццёвыя ўрокі. “Сіла ўнутры мяне,- кажа Тамара Міхайлаўна, -рэзерв маіх магчымасцяў, дараваных сусветам, часцінкай якога я з’яўляюся. Гэтай сілай мне хочацца падзяліцца са сваімі чытачамі праз кнігу “Пакуль кахаю…”

А энергію і сілу наша зямлячка чэрпае ад зямлі на сваім лецішчы паблізу магутнага Нёмана, у старажытным і маладым Гродне.

Ці праўда сяброўка, зайздросціш ты мне,

Што зараз жыву я ў Гародні?

А мне і самой падаецца бы ў сне

Абноўлены горад заходні [2, с. 123].

Радуецца ўнукам, для якіх напісала вершаваную азбуку, а таксама дачцэ і сыну, што жывуць з ёю ў адным горадзе і кіруюцца шляхам маці:праз творчасць у свае прафесіі, звязаныя з фатаграфіяй, кіно і, вядома, з узважаным словам.

А як жа без яго!

Определение содержания  железа в яблоках  различных сортов.

Авторы работы:

Северина Инна Сергеевна, 10 класса,

Косенчук Софья Алексеевна, 9 «А» класса

ГУО «Средняя школа №1 г.п. Россь»

Руководитель работы: Козуля Галина Станиславовна, учитель химии

Содержание

Введение ________________________________________________________3

Глава 1. Характеристика биогенного железа ________________________4

1.1 Роль железа в организме человека ________________________________4

1.2 Недостаток  железа в организме и причины его дефицита_____________5

1.3. Избыток железа в организме_____________________________________5

1.4. Норма железа _________________________________________________6

1.5 Продукты питания как источники железа __________________________6

Глава 2. Калорийность яблок и его состав __________________________7

Глава 3. Определение железа в яблоках_____________________________8

3.1 Органолептические качества образцов яблок _______________________8

3.2 Качественное определение железа методом бумажной хроматографии__8

Опыт 1. Подготовка образцов_______________________________________8

Опыт 2. Бумажная хроматография___________________________________8

3.3 Количественное определение железа методом перманганатометрии ____9

Опыт 1. Приготовление раствора титранта ____________________________9

Опыт 2. Приготовление раствора яблочного сока ______________________9

Опыт 3. Титрование раствора яблочного сока _________________________9

Обработка результатов____________________________________________10

Заключение ____________________________________________________11

Список используемых источников ________________________________12

Приложение ____________________________________________________13

Введение.

Железо – широко распространённый в природе элемент. А содержание  железа в человеческом организме ничтожно мало, однако, оно оказывает огромное влияние на работу многих систем и органов. Основная его часть находится в гемоглобине, порядка двадцати процентов откладываются в печени, мышцах, костном мозге и селезенке, еще примерно двадцать процентов участвует в синтезе большинства клеточных ферментов.

Актуальность вопроса.  В случае большого недостатка железа в организме возникает заболевание – железодефицитная анемия (малокровие), так как основная часть входящего в состав организма железа сосредоточена в красных кровяных тельцах (эритроцитах), каждая из которых содержит 280 млн. молекул гемоглобина – дыхательного пигмента.

Один из источников железа – это яблоки, поэтому народные целители людям с пониженным гемоглобином в крови рекомендуют для повышения его уровня   употреблять яблоки. Яблоки содержат соединения 2-х валентного железа, в виде которого оно и всасывается. Существует в народной медицине метод повышения содержания соединений железа в яблоках: с вечера в яблоко вкалывают гвозди, утром извлекают, а яблоко съедают. Яблоки содержат много железа, их справедливо считают хорошим помощником при анемиях у детей, взрослых и особенно у беременных женщин.   Кроме того, есть народное средство увеличить содержание полезного железа в яблоках: просто на пару дней воткните в яблоко два-три чистых гвоздя («железное яблоко»). Нас заинтересовал вопрос: каково содержание соединений железа в яблоках различных сортов и как влияют гвозди на количество железа?

Гипотеза. «Железное яблоко» имеет повышенное содержание железа, по сравнению с исходным образцом. Права ли народная молва, что такое яблоко может быть средством от анемии.

Цель исследования: определить содержание железа в яблоках разных сортов.

Задачи:

  • изучить влияние соединений железа на организм человека;
  • выявить особенности содержания железа в продуктах питания;
  • провести сравнительный анализ содержания железа в яблоках;
  • установить повышается ли содержание железа в яблоках за счет гвоздей;   

Объект исследования: яблоки различных сортов.

Предмет исследования: содержание железа.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и электронных ресурсов;
  • моделирование эксперимента;
  • наблюдение и сравнение;
  • бумажная хроматография; перманганатометрия
  • анализ полученных данных и формулировка выводов

Глава 1. Характеристика биогенного железа.

  1. Роль железа в организме.

Сложно переоценить роль железа для организма. Оно активно участвует в процессе кроветворения, жизнедеятельности клеток, иммунобиологических процессах и окислительно-восстановительных реакциях. Нормальный уровень железа в организме обеспечивает хорошее состояние кожных покровов, предохраняет от чрезмерного утомления, сонливости, стрессов и депрессий. Железо является важным биогенным элементом. Его роль многообразна и сводится к следующим функциям:

  1. Участие в процессах кроветворения.
  • Железо – обязательный компонент небелковой части гемоглобина. Этот элемент входит в состав эритроцитов и способствует транспортировке кислорода и углекислого газа в кровяном русле.
  • Железо входят также в состав миоглобина, и является депо кислорода в организме. Это позволяет ныряльщикам задерживать дыхание, расходуя кислород миоглобина. Кроме этого, миоглобин является дыхательным белком не только скелетной мускулатуры, но и сердечной.
  • Железо способствует активной работоспособности мышц при физических нагрузках, обеспечивает выносливость организма. Люди, занимающиеся спортом, должны получать достаточное количество минерала.
  1. Участие в иммунобиологических процессах. Железо регулирует клеточный метаболизм, поддерживает иммунную систему организма. Минерал активно разрушает продукты перекисного окисления, способствует нейтрализации перекиси водорода с помощью фермента каталазы.
  2. Защитные функции. Железо активизирует процесс фагоцитоза, тем самым защищая организм от болезнетворных микроорганизмов. Элемент выводит токсины и шлаки, с его помощью осуществляется фильтрация вредных веществ в печени. Железо также активизирует белок интерферон, активно борющийся с вирусами.
  3. Обмен веществ и энергии.
  • Железо является компонентов многих белковых и ферментных систем организма. Минерал участвует в синтезе ДНК, полимерных молекул.
  • Участвует нутриент и в энергетическом обмене, регулируя процесс передачи кислорода в цитохромы клетки.
  • Железо принимает участие в обмене холестерина.
  • Элемент принимает участие в синтезе гормонов щитовидной железы, осуществляющих метаболические функции в организме.
  • Влияет железо и на работу нервной системы, а также на состояние кожных покровов. Под его влиянием активизируется усвоение витаминов группы В.

Различают 2 вида железа:

гемовое, которое входит в состав гемоглобина и содержится:

- в мясе;
- в печени;
- в почках;
- в кровяной колбасе;
- в сухой крови.

Оно усваивается практически полностью.

негемовое железо, находящееся в свободной ионной форме:

- 2 валентное - Fe II
- 3 валентное - Fe III.

Негемовое железо содержится в растительной пище и железосодержащих препаратах. Оно всасывается гораздо хуже гемового и, чтобы организм его хоть как-то усвоил, должно быть 2-валентным, потому что 3-валентное не усваивается вообще. Чтобы "превратить" 3-валентное железо в 2-валентное, нужен восстановитель. Его роль играет витамин С (аскорбиновая кислота).

Из растительных продуктов железом наиболее богаты бобовые: фасоль, соя. Но в них содержится мало витамина С, поэтому для лучшего усвоения содержащегося в них железа их нужно употреблять вместе с овощами, фруктами и зеленью, содержащими много аскорбинки. [3] 

1.2.Недостаток железа в организме и причины его дефицита.

Основным последствием нехватки железа в организме становится анемия. Подобное состояние может возникать по разным причинам. Чаще всего оно наблюдается у детей, беременных и пожилых людей. Это связанно с тем, что в детском возрасте и в период вынашивания ребенка потребность организма в железе сильно увеличивается, а пожилом оно хуже усваивается.

Другими причинами дефицита железа обычно становятся:

  • Несбалансированное питание или недоедание.
  • Длительные кровотечения или большие кровопотери.
  • Дефицит в организме витамина С и В12, способствующих усвоению железа.
  • Болезни ЖКТ, которые не дают нормально усваиваться железу.
  • Гормональные нарушения.

Недостаток железа в организме обычно проявляется хронической усталостью, слабостью, частыми головными болями, снижением давления и сонливостью, все эти симптомы являются следствием кислородного голодания тканей. В более тяжелых случаях анемии наблюдается чрезмерная бледность кожных покровов, снижение иммунитета, сухость во рту, ломкость ногтей и волос, шершавость кожи и извращения вкуса.

1.3. Избыток железа в организме

Подобные явления происходят очень редко и в основном возникают вследствие приема пищевых добавок, при нарушениях обмена железа, некоторых хронических заболеваниях и алкоголизме. Избыток железа в организме может привести к повреждениям головного мозга, почек и печени. Его основными симптомами является желтоватый оттенок кожи, увеличение печени, нарушение сердечного ритма, пигментация кожных покровов, тошнота, снижение аппетита, боли в желудке и потеря веса.

1.4. Норма железа

Токсической дозой железа для человека считается 200 мг, а потребление за один раз 7 грамм и более может привести к летальному исходу. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма, в среднем мужчинам рекомендуется потреблять в день порядка 10 мг железа, для женщин этот показатель должен составлять от 15 до 20 мг. Суточная норма железа для детей во многом зависит от их возраста и массы тела, поэтому она может составлять от 4 до 18 мг. Беременным и кормящим необходимо 33-38 мг.

1.5 Продукты питания как источники железа.

Основные источники микроэлемента железа  – это мясо, печень, птица и рыба. Железом также богаты крупы (овсянка, гречиха, манка, пшено), яичный желток и хлеб. В меньшем количестве железо содержится в рисе, овощах (помидоры, капуста, морковь, свекла, зеленый лук, редис, тыква, зеленый горошек, картофель) и фруктах (черная смородина, крыжовник, клубника, лимон, виноград и пр.).

Много железа в изюме, кураге, сливовом соке, в орехах, подсолнечных и тыквенных семечках. Наконец, необходимо упомянуть и о проросшей пшенице, каждая порция которой (30 г) содержит 3 мг железа. Важно не забывать об отрубях и черном хлебе, предпочтительно из муки грубого помола.

Из овощей и хлебных продуктов усваивается примерно 5% железа, из животных продуктов, таких как печень, рыба, язык, говядина, – 15 %. Усвоение железа из продуктов растительного происхождения возрастает втрое, если их употреблять вместе с продуктами питания животного происхождения.

Следует отметить, что превосходным источником этого микроэлемента является печень. И не только из-за большого содержания железа, причем в легкоусвояемой форме, а и потому, что печень повышает усвоение железа из продуктов растительного происхождения, например, овощей, круп, хлеба из муки грубого помола, салатов и зелени. [4] 

Глава 2. Калорийность яблок и их состав.

Богатство яблок заключается в его полезном составе. Известно, что зеленые или любые другие фрукты на 80% состоят из воды. Оставшиеся проценты содержат витамины, клетчатку, углеводы и минералы. Особой пользой обладают только сорванные яблоки. Именно в таких продуктах витамины сконцентрированы в максимальном количестве. Так, плод данного дерева включает в себя такие компоненты: витамины A, C, E, группы B, PP; железо; калий; цинк; кальций; хлор; медь; органические кислоты; танины. Если говорить о калорийности яблок, то фрукт можно отнести к диетическому продукту. Стоит отметить, что в зеленых яблоках калорий содержится меньше, нежели в других сортах. Именно поэтому данный продукт является обязательной составляющей любой диеты. (Приложение. Рис.) [5] 

Яблоки — ценный природный источник витамина С. Кислые яблоки более богаты этим витамином. Кроме воздействия на иммунную систему, витамин С укрепляет стенки сосудов, уменьшает их проницаемость для токсинов (проще говоря, не пропускает яд в организм), способствует быстрому восстановлению сил после длительной болезни. Яблоки содержат природные антибиотики — фитонциды, которые сами по себе губительно воздействуют на возбудителей вируса гриппа, золотистый стафилококк. При гриппе полезный эффект яблок основан не только на его противовирусном действии, но и на том, что витамин С (аскорбиновая кислота) активно укрепляет стенки сосудов, уменьшает проницаемость стенок капилляров для токсинов, т.е. способствует уменьшению вредоносного действия вируса на организм человека. Важно и то, что яблоки содержат Р-витаминоактивные дубильные вещества, что помогает витамину С еще больше укреплять и защищать стенки сосудов.

В яблоках содержатся такие важные природные кислоты, как яблочная, винная и лимонная, а в комплексе с теми же дубильными веществами эти кислоты останавливают процессы гниения и брожения в кишечнике, дают возможность не чувствовать метеоризма, вздутия живота, способствуют природному очищению и восстановлению кишечника. [6] 

Глава 3. Определение железа в яблоках.

3.1 Органолептические качества образцов яблок.

Для исследования выбрали несколько образцов яблок: «Алеся», СПК Неверовичи; «Голден делишес», пр-во Польша; «Айдаред» и  «Антей», домашний приусадебный участок. Оценили эти образцы по внешнему виду и на вкус. Яблоко сорта «Голден делишес» – зеленого цвета, кисло-сладкое на вкус, остальные образцы красно-зеленые или красно-желтые. Яблока сорта «Алеся» по вкусу более кислое, а «Антей» более сладкое.

3.2 Качественное определение железа методом бумажной хроматографии.

Опыт 1. Подготовка образцов.

В одно из яблок каждого сорта воткнули по 20 гвоздиков. Через 2 дня из яблок приготовили образцы сока: один - из обычного яблока; другой - из «железного». На стадии приготовления уже была заметна разница по цвету извлеченного сока. (Приложение. Фото1 - 3).

Опыт 2. Бумажная хроматография.

На обеззоленный фильтр «синяя лента», на расстоянии 1 см от края, на линию старта наносили капилляром каплю 2%-ного раствора хлорида железа(III) в качестве свидетеля. Диаметр пятен должен быть не более 5 мм. На расстоянии 1 - 1,5 см от этого пятна наносили на линию старта исследуемое вещество (каплю сока яблока). Для большего концентрирования ионов железа пробу сока наносили по 2 раза, касаясь капилляром одного и того же места на стартовой линии и дожидаясь улетучивания растворителя из предварительной пробы.  

Опускали приготовленную хроматограмму с нанесенными пробами в прибор для бумажной хроматографии так, чтобы смесь растворителей (элюент), состоящая из этанола и разбавленной вдвое соляной кислоты в соотношении 1:4, касалась нижнего края бумаги, но была не выше стартовой линии. (Приложение. Фото 4)

Наблюдали за подъемом элюента по бумаге. Вынимали хроматограмму из камеры, когда фронт элюента будет находиться на расстоянии 0,5 см от верхнего края хроматограммы. Слегка подсушивали ее и опрыскивали из пульверизатора 10%-ным раствором гексациано-(II)-феррата калия для обнаружения ионов Fe3+ вначале в том месте, куда должен был «пробежать» хлорид железа(III), а затем на этом же расстоянии от линии старта и остальные пробы. Появляется синее окрашивание – образование берлинской лазури. Хроматографическая подвижность ионов железа(III) – Rf =0,87 – близка к единице.[1, с. 73-74]

Таким образом исследовали 4 сорта яблок. Сравнив результаты полученных хроматограмм, заключили, что разницы между сортами нет. Причем исходный образец  давал очень слабую качественную реакцию на ионы 3-х валентного железа, а вот образец с гвоздем давал лучшие результаты.  (Приложение. Фото 5).

3.3 Количественное определение железа методом перманганатометрии.

Описание метода.

Перманганатометрическое титрование основано на реакциях окисления восстановителей ионом перманганата чаще всего в кислой среде в присутствии серной кислоты. Восстановление MnO4 до Mn2+ протекает с присоединением пяти электронов по реакции:

MnO4 +8H+ +5e = Mn2+ + 4H2O;

E0(MnO4/Mn2+) = +1,51В.

В кислой среде молярная масса эквивалента:

М(1/zKMnO4) = M(1/5KMnO4) = 158,0*1/5 = 31,61 г/моль. Индикатором в перманганатометрии служит титрант, так как перманганат-ионы окрашивают бесцветные растворы в слабо-розовый цвет. [2, с. 4-7] 

Опыт 1. Приготовление раствора титранта.

Навеску перманганата калия рассчитывают, исходя из заданного объёма раствора и заданной концентрации. Так для приготовления 0,25 л 0,01н раствора необходимо: 0,25x0,01х31,61=0,08 г. Навеску взвешивали на весах и растворяли в 250 мл дистиллированной воды. Раствор оставляли на 7дней, после чего фильтровали, отделяя раствор от осадка двуокиси марганца. Таким образом, приготовили 0,01н раствор перманганата калия. Хранили раствор в плотно закрытой колбе в темном месте.

Опыт 2. Приготовление раствора яблочного сока.

От яблока отрезали ломтик, взвешивали его на весах, выдавливали сок (получалось от 3 до 15 мл сока), разбавляли его дистиллированной  водой (20 мл), перемешивали. Так приготовили на каждый сорт по два образца: яблоко без гвоздя и яблоко с гвоздём.

Опыт 3. Титрование раствора яблочного сока.

Отобрали на титрование в коническую колбу 5 мл приготовленного сока. Добавили 0,5 мл 2н. серной кислоты и титровали раствором перманганата калия до устойчивой розовой окраски.

При титровании 2-х валентного железа перманганатом калия протекает следующая реакция:

5 Fe2+ - e = Fe3+

1 MnO4- + 8H+ + 5e = Mn2+ + 4H2O

5 Fe2+ + MnO4- + 8H+ = Fe3+ + Mn2+ + 4H2O

M(Fe) = 55,85 г/моль;

E0(Fe3+/Fe2+) = +0,77B.

Титрование повторяли несколько раз и далее рассчитали концентрацию   железа в образце сока, а также массу железа в яблочном ломтике и в 100 г продукта.  (Приложение, фото 6 – 8)

Обработка результатов исследования.

Все полученные данные свели в таблицу. (Приложение, таблица 1)

Концентрацию железа (2+) в яблочном соке определили по формуле:

C(Fe2+) =

а массу железа в образце:

m(Fe2+) =

Провели сравнение содержания железа в образце яблока и в 100 г продукта. (Приложение, таблица 2)

Заключение.

  1. Изучим информационные источники, узнали, что железо бывает гомовое и негомовое. Наибольшее значение для поддержания и повышения уровня гемоглобина имеет гомовое железо, содержащееся в продуктах животного происхождения. Яблоки содержат негомовое железо, средний показатель составляет 2,2 мг на 100 г продукта.
  2. На основании данных хроматографического исследования сделали вывод, что данный метод не даёт возможности достоверно оценить содержание ионов железа в яблочном соке. Во-первых: на основании этого метода можно определить наличие 3-х валентного железа, а в яблоках содержатся ионы 2-х валентного, которые легко окисляются на воздухе, поэтому со временем и яблочный срез и сок темнеют. Во-вторых: установить глубину окисления и количество железа не представляется возможным. Поэтому решили с помощью метода перманганатометрии определить содержание 2-х валентного железа в яблочном соке. Кроме того, кожура яблока при помещении гвоздей повреждается, тем самым происходит реакция окисления 2-х валентного железа до 3-х валентного за счет кислорода воздуха.  
  3. Методом окислительно-восстановительного титрования определили содержание ионов 2-х валентного железа в яблочном соке, полученном из цельного яблока и из яблока с гвоздями. Заключили, что содержание железа у второго образца выше. Данный факт можно объяснить, тем, что в яблоках содержатся органические кислоты, которые окисляют атомы железа, содержащиеся в гвозде  до 2-х валентного состояния.     
  4. Проведя сравнительный анализ полученных данных, сделали вывод, что зеленое яблоко имеет наиболее высокое содержание железа, а более кислое дают более значительное повышение железа, после выдерживания в них гвоздей. Объясняется это тем, что кислый вкус яблокам придают содержащиеся там кислоты, следовательно, в кислых сортах яблок кислот больше, поэтому и окисленного железа образуется больше.

На основании проведенного исследования заключаем, что железо оказывает огромное влияние на организм человека. Яблоки продукт – содержащий ионы 2-х валентного железа, содержание которого можно повысить, если подержать в нем воткнутые железные гвозди. Гипотеза выдвинутая нами подтвердилась только в первой части. Однако лечение анемии таким методом – это миф, так как негемое железо усваивается организмом только на 5% и содержание его в продуктах растительного происхождения намного меньше, чем в – животных.

XX республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по астрономии, биологии, математике, физике, химии

                                                                  Секция «Химия»

Сравнение адсорбционной способности активированного и белого угля

Автор работы: 

Бубнова Вера Александровна, 11 класс,

ГУО «Средняя школа №1 г.п. Россь»

Руководитель работы:

Козуля Галина Станиславовна,

учитель химии, высшая категория,

ГУО «Средняя школа №1 г.п. Россь»

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Явление адсорбции.

1.1Открытие явления адсорбции……………………………………4

1.2 Природа адсорбции……………………………………………....4

1.3 Практическое значение явлений адсорбции…………………...5

Глава 2. Характеристики адсорбентов.

2.1 Активированный уголь………………………………………….6

2.2  Белый уголь………………………………………………………6

Глава 3. Сравнение адсорбционной способности

активированного и белого угля.

Опыт 1. Адсорбция углем различных веществ из растворов. ……8

Опыт 2. Влияние природы адсорбата на адсорбцию………………8

Опыт 3. Адсорбция уксусной кислоты углем. …………………….9

Опыт 4. Адсорбция газообразных веществ………………………...9

Заключение…………………………………………………………..10

Список используемых источников………………………………11

Приложение…………………………………………………………12

Введение

Еще в конце XIX века было известно, что на поверхности твердых тел способны поглощаться газы, пары и растворенные вещества. Явление это носит название адсорбции. Одним из веществ с наиболее развитой способностью к адсорбции, т. е. поглощению на поверхности, является древесный уголь. Обработкой древесного угля перегретым паром при высокой температуре получают активированный уголь, который широко применяется как одна из составных частей противогаза, а также в промышленности для очистки от загрязнений, в медицине при отравлениях. В последнее время наряду  с активированным углём стали использовать белый уголь. Мы задались вопросом: чем отличается белый уголь от известного всем активированного угля?

Актуальность вопроса состоит в том, что вопросу адсорбции в школьном курсе химии отводится мало времени. По сути, об адсорбционных свойствах только упоминается при изучении углерода (как элемента и простого вещества), где описано об адсорбционных свойствах активированного угля,  и оксида кремния (IV), где отмечено, что силикагель имеет развитую поверхность, поэтому отлично поглощает влагу. В последних изданиях учебника предлагаются и домашние эксперименты по наблюдению за адсорбцией окрашенных жидкостей на активированном угле и на силикагеле. По телевидению одно время рекламировали «белый уголь», а затем белорусский препарат «белая таблетка», как альтернатива активированному углю. Мы решили подробнее изучить вопрос и сравнить эти два адсорбента. Выдвинули гипотезу.

Гипотеза. Так ли права реклама утверждая, что белый уголь лучше активированного.

Цель исследования: сравнить адсорбционную способность активированного и белого угля с разными адсорбатами.

Задачи:

  • Изучить состав и отличительные свойства адсорбирующих материалов;
  • Сравнить адсорбенты, выявить преимущества;
  • Оформить результаты.
  • Представить результаты на конференции                                                                                                                           

Объект исследования: явление адсорбции.

Предмет исследования: свойства   адсорбентов (активированного и белого угля).

Методы исследования:

  • Изучение литературы и электронных ресурсов;
  • моделирование эксперимента;
  • наблюдение и сравнение, титрование;
  • анализ полученных данных и формулировка выводов.

Глава 1. Явление адсорбции.

1.1 Открытие явления адсорбции.

Еще в 1785 г русский ученый Т.Е. Ловиц открыл способность угля поглощать растворенное вещество. С тех пор изучению явлений адсорбции было посвящено много работ, среди которых первостепенное значение имеют работы русских ученых: академика Н.Д.Зелинского, предложившего уголь в качестве универсального средства защиты от газообразных отравляющих веществ; М.С.Цвета, разработавшего хроматографический метод разделения веществ по их адсорбционной способности; академика К.К. Гедройца, создавшего учение о поглотительной способности почв; академика М.М. Думанского, разработавшего методику получения активных адсорбентов. Очень много для разработки теории и практики адсорбции сделали зарубежные ученые Гиббс, Ленгмюр, Фрейндлих, Поляни, Бранауэр и др.   

1.2 Природа адсорбции.

            Адсорбция (лат.ad-на; при; sorbeo-поглощаю)-процесс концентрирования вещества из объема фаз на границе их раздела. В более узком смысле под адсорбцией понимают поглощение примесей из газа или жидкости твердым веществом-адсорбентом. Адсорбционная способность угля объясняется особыми условиями, в которых находятся частицы на их поверхности. Если внутри вещества все силы, действующие между частицами, уравновешены, то на поверхности в равновесии находятся только те силы, которые направлены внутрь вещества. Вследствие этого у поверхности адсорбента создается силовое поле, благодаря которому и притягиваются частицы газа или раствора к поглотителю.Адсорбция является следствием снижения ненасыщенности молекулярных, атомных или ионных сил на поверхности раздела фаз и обусловлена накоплением вещества, снижающего свободную поверхностную энергию. Адсорбция – процесс самопроизвольный, т.к. в результате процесса адсорбции происходит уменьшение свободной поверхностной энергии, а по второму закону термодинамики такие процессы являются самопроизвольными.

Вещества, которые адсорбируются, называют адсорбатами (иногда - адсорбтивами), а вещества, которые адсорбируют на своей поверхности - адсорбентами.[6, с.54]

В зависимости от характера сил, действующих между частицами (молекулы, атомы, ионы) адсорбата и адсорбента, различают физическую или ван-дер-ваальсову адсорбцию и химическую или хемосорбцию.

 Физическая адсорбция обусловлена действием физических сил притяжения – различными типами ван-дер-ваальсового взаимодействия. Физическая адсорбция характеризуется обратимостью и уменьшением степени адсорбции при повышении температуры, так как она является экзотермическим процессом (протекающим с выделением теплоты). Тепловой эффект физической адсорбции невелик и составляет 10-80 кДж/моль. Пример физической адсорбции – поглощение инертных газов активированным углем.

Химическая адсорбция (хемосорбция) происходит за счет образования химических связей между молекулами (ионами, атомами) адсорбата и адсорбента. Хемосорбция обычно необратима; она, в отличие от физической адсорбции, является локализованной, т. е. молекулы адсорбата не могут перемещаться по поверхности адсорбента. Так как химическая адсорбция является химическим процессом, требующим достижения энергии активации, которая достаточно велика (40-120 кДж/моль), повышение температуры способствует протеканию реакции. Пример хемосорбции – адсорбция кислорода на поверхности серебра при высокой температуре. В процессе хемосорбции образуются химические связи между адсорбентом и адсорбатом, и они теряют свою индивидуальность, т. е. по сути, образуется новое химическое соединение.

Отметим, что четко разделить явления физической и химической адсорбции можно лишь в очень редких случаях. Обычно реализуются промежуточные варианты, когда основная масса адсорбируемого вещества связывается относительно слабо и лишь небольшая часть – прочно. Например, кислород на металлах или водород на никеле при низких температурах адсорбируются по законам физической адсорбции, но при повышении температуры начинает протекать химическая адсорбция.[1, с.347-348]

1.3 Практическое значение явлений адсорбции.

Явления адсорбции находят широкое применение в промышленности, технике, биологии, медицине, ветеринарии. Так, например, с адсорбционными процессами мы встречаемся в химической и пищевой промышленности при сахароварении, очистке соков и вин, при ректификации спирта, в текстильной промышленности при крашении тканей.

Адсорбция широко используется в медицине с лечебными целями. Адсорбенты способны связывать многие ядовитые вещества, поэтому многие коллоиды применяют в качестве противоядий. Так, например, коллоидное железо употребляется при мышьяковом отравлении. Для этих же целей употребляются различные мелко растертые порошки, чаще всего животный и древесный уголь.

Явления адсорбции имеют большое биологическое значение. В организме имеется огромное количество поверхностей, на которых идут адсорбционные процессы. Это, во-первых, поверхности раздела между организмом и средой, затем поверхности стенок сосудов, разнообразнейшие мембраны, поверхности клеток, поверхности ядер, поверхности вакуолей и, наконец, поверхности коллоидных частиц протоплазмы. На всех этих поверхностях в процессе обмена веществ могут адсорбироваться различные вещества.

Если для высших организмов поверхность раздела между организмом и средой адсорбционной роли почти не играет, то для организмов, живущих в воде, особенно для низших организмов, эта поверхность имеет весьма существенное значение в процессах питания и проникновения пищевых веществ. По исследованиям Траубе поверхностно-активные вещества легко проникают в клетку, а пищевые вещества, как правило, поверхностно-активны. Поэтому, первым этапом усвоения, является адсорбция питательных веществ, после чего начинается процесс химического превращения. Такие важные жизненные процессы как, питание, дыхание, выделение и другие процессы жизнедеятельности организма сопровождаются многообразными явлениями адсорбции.Таким образом, если учесть огромнейшие величины поверхностей раздела у высших организмов и адсорбционные возможности этих поверхностей, то будет понятно все то значение, которое имеет адсорбция в процессах жизнедеятельности.[1, с.364-366]

 Адсорбционные процессы используют для удаления токсических веществ из организма. Энтеросорбция — это метод лечения, основанный на способности энтеросорбентов связывать и выводить из организма различные экзогенные вещества, микроорганизмы и их токсины, промежуточные и конечные продукты обмена веществ. Эти вещества способны накапливаться или проникать в просвет ЖКТ.

Энтеросорбенты (ЭСБ) — препараты медицинского назначения, обладающие высокой сорбционной емкостью, не разрушающиеся в ЖКТ и способные связывать экзо-и эндогенные вещества путем адсорбции, ионообмена или комплексообразования. История применения энтеросорбентов началась в глубокой древности. Еще врачеватели Древнего Египта, Индии, Греции использовали древесный уголь, глину для лечения отравлений, дизентерии, желтухи и других заболеваний. Лекари Древней Руси использовали с этой целью березовый или костный уголь. Авиценна впервые предложил методы энтеросорбции с профилактической целью. В своем «Каноне врачебной науки», говоря об искусстве сохранения здоровья, Авиценна из семи постулатов этого искусства на третье место ставил методы очистки организма от «излишков».[9]

Глава 2. Характеристики адсорбентов.

2.1 Активированный уголь - это лекарственное средство, широко используемое в медицинской практике как универсальный антидот, то есть лекарственный препарат, нейтрализующий отравляющее воздействие или передозировку вредных для организма веществ. Изготавливают активированный уголь из натурального сырья при повышенной температуре (до 1000ºС). Полученное вещество практически полностью состоит из углерода, имеет ярко выраженную пористую структуру и обладает отличным адсорбционным и каталитическим действием.

Применение активированного угля. Как всякое лекарственное средство, активированный уголь имеет ряд показаний, противопоказаний и побочных эффектов.Рекомендован прием активированного угля людям, страдающим диареей, метеоризмом, диспепсией, заболеваниями, сопровождающимися процессами гниения и брожения в кишечнике, больным бронхиальной астмой и атопическим дерматитом. Еще активированный уголь применяют для снятия интоксикации организма при отравлении лекарственными препаратами, алкалоидами, бытовыми, пищевыми и промышленными ядами, а также прочими опасными веществами.

Активированный уголь принимают из расчета 1 таблетка (0, 25 г) на 10 кг веса, максимальная продолжительность приема препарата – 10 дней. Поскольку сорбирующий эффект угля способен снижать эффективность других лекарственных препаратов, принимать его рекомендуется отдельно от других лекарств, делая часовой перерыв между приемом средств.

Назначить применение активированного угля, дозировку и длительность приема должен исключительно врач.

Побочным действием препарата может стать запор или, наоборот, понос, при длительном применении наблюдается обеднение организма витаминами, гормонами, жирами и белками, стул окрашивается в черный цвет.

Противопоказан прием активированного угля людям, страдающим язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта и желудочными кровотечениями. [7]

Для нашего исследования мы использовали уголь активированный – УБФ, производства ОАО «Уралбиофарм», Россия. (Приложение, фото 1)

2.2  Белый уголь – разработка украинских фармакологов, уже успевшая выйти на международный рынок. Этот препарат позиционируется как более эффективная и менее «суровая» альтернатива традиционному активированному углю. Его называют энтеросорбентом четвертого поколения. Белорусский аналог «Белая таблетка», произведен ОАО «Борисовский завод медпрепаратов». (Приложение, фото 1)

Таблетки белого угля внешне выглядят примерно так же, как и обычного активированного: разница только в цвете. Белизну им придает крахмал, из которого они производятся. Кроме того, в состав белого угля входят диоксид кремния и микрокристаллическая целлюлоза (МКЦ) – они и являются основными активными веществами. Реклама гласит, что исходное сырье для препарата производится исключительно в Германии и отвечает всем критериям экологической чистоты.

Чем отличается белый активированный уголь от черного? Мы уже писали об очищении активированным углем и основных свойствах этого препарата. Его обычно применяют при пищевых и алкогольных отравлениях, метеоризме и диспепсии, отравлениями солями тяжелых металлов. Он также способен быстро вывести из организма соли тяжелых металлов и различные токсические компоненты, от газов до химических соединений. Правда, у традиционного активированного угля есть два существенных недостатка. Во-первых, вместе с вредными веществами он выводит из организма и все полезные, в том числе витамины, микроэлементы, белки, жиры и углеводы. Во-вторых, его обычно приходится поглощать в довольно больших количествах – в отдельных ситуациях для разового приема может потребоваться несколько упаковок препарата.

Для действия белого угля характерна избирательность: он всасывает токсины и выталкивает шлаки, но при этом необходимые организму питательные вещества остаются в клетках. К тому же, он представляет собой более «концентрированный» сорбент: вместо горсти черного угля можно выпить всего 1-2 таблетки белого (по аннотации на «Белую таблетку» 3-4).

Показания к применению белого угля. В инструкции по применению белого сорбента сказано, что его фармакологическое действие заключается в улучшении обмена веществ в тканях и нормализации процессов пищеварения. При высоком уровне сорбционных свойств препарат не вызывает запоров и не становится причиной диспепсионных расстройств. Он деликатно воздействует на слизистые, благодаря чему они сохраняют свою целостность, тогда как применение активированного угля в привычной «черной» форме противопоказано при язвенных болезнях органов ЖКТ (как известно, они сопровождаются частичным поражением слизистых).

 Белый активированный уголь рекомендуется принимать при следующих проблемах со здоровьем:

  • алкогольные и пищевые (в том числе грибные) отравления;
  • расстройства желудка;
  • гепатиты (включая формы А и В);
  • острые кишечные инфекции;
  • печеночная и хроническая почечная недостаточность;
  • дисбактериоз;
  • различные виды аллергии;
  • дерматиты эндогенного типа (причины которых связаны с другими хроническими заболеваниями).

Противопоказаний у белого угля, согласно заверениям его производителей, нет. Исключение составляет только индивидуальная непереносимость. Но это утверждение остается спорным, так как у ключевого компонента препарата – диоксида кремния – не такая уж безупречная репутация.

Что необходимо знать о белом угле?

Итак, диоксид кремния, присутствующий в составе сорбента, - одно из классических средств, помогающих предотвратить развитие пищевых интоксикаций, кишечных инфекций, острых отравлений и аллергических реакций. Оно способно смягчить последствия абстинентного алкогольного синдрома и ускорить процесс лечения гнойных ран, мастита и других гнойно-воспалительных заболеваний мягких тканей.

Однако не стоит принимать диоксид кремния людям с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, достигшей фазы обострения. Побочный эффект от приема этого вещества может выразиться в диспепсии – расстройстве пищеварения, проявляющемся в виде рвоты, вздутия живота, чувства тяжести в животе, быстрого насыщения.

Как принимать белый уголь? Выводы о том, пить или не пить белый уголь, все-таки лучше делать после консультации у врача. Большинство медиков придерживаются мнения, что давать его детям в возрасте до 14 лет рискованно. Разовая дозировка для взрослого человека включает от 1 до 4 таблеток, в зависимости от степени отравления. Белый активированный уголь, так же, как и черный, нужно запивать приличным количеством воды. Пьют белый уголь до 3-4 раз в сутки, обычно примерно за час до еды. [8]

Глава 3. Сравнение адсорбционной способности активированного и белого угля.

            Опыт 1. Влияние природы адсорбата на адсорбцию.

            В одну пробирку налили 5 мл слабоокрашенного водного раствора лакмуса, в другую такое же количество, спиртового раствора. В обе пробирки внесли по 1 таблетке измельченного активированного и белого угля,  и взбалтывали 5 мин. Отфильтровали растворы. В первом случае (на активированном угле): адсорбция из водного раствора идет хорошо, о чем свидетельствует ослабление окраски, а из спиртового раствора адсорбция идет хуже. Во втором случае. На белом угле адсорбция из водного раствора идет хуже, чем из спиртового.

Опыт 2. Адсорбция уксусной кислоты углем.

Для данного опыта приготовили 3 раствора уксусной кислоты. Путем разбавления столового уксуса (9%-ный раствор). 1-ый раствор – 1:15; 2-ой– 1:10; 3-ий – 1:5. Концентрацию каждого из растворов установили титрованием 0,1М раствором NaOH. (CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O).

В три чистые, сухие и пронумерованные колбы внесли по 2 (0,70 г) таблетки (содержащего 0,25 г активированного угля и вспомогательное вещество: крахмал картофельный). Отмерили мерным цилиндром и внесли в колбы по 30мл уксусной кислоты следующих концентраций: в первую-0,208М, во вторую-0,3М, в третью – 0,56М.

            Закрыли  колбы пробками и взбалтывали содержимое в течение 15 мин. После этого отфильтровали растворы в отдельные, пронумерованные колбочки. Количество адсорбированной углем кислоты можно узнать, проанализировав количество уксусной кислоты, оставшейся в фильтрате. Для этого   взяли по 2мл каждого фильтрата в отдельные колбы (Приложение, фото 6), добавили по капле фенолфталеина и оттитровали 0,1М NaOH до появления бледно-розового окрашивания. (Приложение, фото 7)

            Концентрацию уксусной кислоты до и после адсорбции рассчитывали по формуле: СкVк = СщVщ, где Ск = концентрация кислоты; Vк – объем раствора уксусной кислоты; Сщ – концентрация  щелочи; Vщ – объем израсходованного раствора щелочи.[4, с.67-68]

             На основании данных расчета можно определить количество адсорбированной уксусной кислоты во всех трех случаях. Количество кислоты, поглощенной 700 мг адсорбента из 30 мл ее раствора, определяется по формуле:

Х=(Со – Ср)*30 ммоль; где Со – концентрация уксусной кислоты до адсорбции, Ср – концентрация уксусной кислоты после адсорбции (равновесная концентрация). Рассчитали также величину адсорбции на 1г адсорбента (Х/m). (Приложение, таблица 1)

            Используя данные опыта, построили кривую адсорбции, откладывая по оси абсцисс значение Ср, а по оси ординат – количество адсорбированной кислоты на 1 гадсорбента. (Приложение, рис. 1. изотерма(красная))

Опыт проводили параллельно  для белого угля, содержащего в 1 (700мг) таблетке диоксида кремния 210,0 мг и целлюлоза микрокристаллическая 441,7 мг. (Приложение, таблица 2, рис. 1 изотерма (синяя))

Опыт 3. Адсорбция углем аммиака из растворов.

            Для данного опыта приготовили три раствора аммиака разной концентрации. Растворы готовили  путём разбавления 10%-ного раствора 50мл дистиллированной воды. Первый раствор 1 ампула (1 мл), второй – 2 (2 мл), третий – 3 (3 мл). Концентрацию приготовленных растворов определили титрованием 0,1 М раствором соляной кислоты в присутствии метилоранжа (NH3*H2O + HCl = NH4Cl + H2O), цвет изменялся с желтого до оранжевого [2, c.62-64]. В три колбы отобрали по 15 мл каждого из растворов и поместили в них по 1 таблетке активированного угля (предварительно измельченного). Закрыли колбы пробками и выдерживали 20 минут, периодически взбалтывая, затем фильтровали. (Приложение. Фото 2). Отобрали 2 пробы по 5 мл каждая и оттитровали 0,1 М раствором соляной кислоты. (Приложение. Фото 3).  Обработали полученные данные, аналогично опыту 1. (Приложение, таблица 3).

            Повторили опыт для белого угля. (Приложение, таблица 4). На основании полученных данных построили изотермы адсорбции. (Приложение, рис. 2)

            Опыт 4. Адсорбция газообразных веществ.

            Собрали прибор для получения газов (Приложение, фото 4)[5, c.5-6]. В колбу поместили кусочки медной проволоки, затем по каплям добавляли концентрированную азотную кислоту (опыт проводили под тягой). (Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O) Заполнили полученным газом плоскодонную колбу объёмом 200 мл, где находился измельченный активированный уголь (заполняли в течение 5 минут). Аналогично провели опыт с белым углем. В течение 3 минут «бурый газ» был полностью поглощен активированным углем.  Эту же колбу ещё раз наполнили газом, и активированный уголь успешно справился с задачей (время поглощения 5 минут). Белый уголь с поставленной задачей не справился. (Приложение. Фото 5).   Окраска «бурого газа» не изменила своей интенсивности в течении всего времени наблюдения (2 часа). Спустя сутки интенсивность окраски уменьшилась, но полного поглощения не произошло.

Заключение.

Выводы исследования.

  1. Рассматривая влияние природы адсорбата на адсорбцию, мы установили, что активированный уголь лучше адсорбирует из водных растворов, а белый из спиртовых. Данное явление можно объяснить с позиций взаимодействия растворителя с адсорбентом.  
  2.  Установили равновесные концентрации адсорбатов (уксусная кислота) на адсорбентах (активированный и белый уголь). Величины равновесных концентраций различаются, причем на активированном угле он выше, чем на белом, а с повышением концентрации адсорбционная активность растет.  Равновесная концентрация на белом угле оказалась одинаковой на выбранных концентрациях 2, 3. Это хорошо видно при сравнении графиков адсорбции.
  3. Равновесная концентрация на белом угле при адсорбции аммиака повышается незначительно, в отличие от активированного. Это хорошо видно при сравнении графиков адсорбции.
  4. Сравнивая полученные данные, мы пришли к выводу, что адсорбционная активность обоих адсорбентов имеет хорошие показатели. Однако активность черного угля лучше, чем белого.  Изучив листки-вкладыши на каждый препарат, заключили, что, несмотря на рекламу (описывающую преимущества белого угля) у него есть свои недостатки, одним из которых является ограничение по возрасту (не рекомендуется детям до 14 лет).
  5. В опыте по адсорбции окрашенного газа (NO2), установили, что активность белого угля очень низкая. В то время как активированный уголь работает очень активно и эффективно. Основываясь на полученных данных можно заключить, что для предотвращения попадания в организм ядовитых газов, в качестве адсорбента, нужно использовать активированный уголь. Поэтому адсорбентами в противогазах до сих пор используют активированные угли.

Сравнив адсорбционные свойства активированного угля и белого, можно заключить, что реклама оказалась не права. Наша версия: активированный уголь работает лучше, чем белый.

Полученную нами информацию будем использовать при изучении тем связанных с адсорбцией, как дополнительный материал, имеющий прикладное значение.

Работу мы планируем продолжить. Например, изучить адсорбционную активность активированного и белого угля при выведении солей тяжелых металлов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.